Тигипко: С пенсионной реформой медлить нельзя!
Восстановление социальной справедливости – ключевая идея пенсионной реформы
Украина занимает едва ли не первое место в мире по удельному весу пенсионных выплат. Они составляют около 18% ВВП, что в полтора раза превышает аналогичный показатель развитых европейских стран.
Кроме того, у нас очень высокая доля социальных платежей в структуре заработной платы – свыше 40% заработанного. Казалось бы, пенсионеры в такой стране должны жить зажиточно.
Но все наоборот: средняя пенсия у нас одна из самых низких на континенте. Сейчас почти 65% пенсионеров получают пенсию в размере менее 1000 гривен в месяц – это в
Причины такого абсурда кроются в нашей пенсионной системе – отсталой, неэффективной, несправедливой. Она почти без изменений существует более 80 лет. 11 февраля 1930 Совет народных комиссаров СССР установила пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В то время только каждый третий мужчина и каждая вторая женщина доживали до выхода на пенсию, а средний период их нахождения на пенсии составил, соответственно, 8 и 12 лет. Сейчас демографическая ситуация кардинально изменилась, а возраст выхода на пенсию – нет.
Как следствие – Украина имеет ли не самый низкий пенсионный возраст в мире: в среднем, если учитывать людей, выходящих на пенсию по выслуге лет, украинская начинает получать пенсионные выплаты в 53 года.
В результате пенсии получают как вполне работоспособные мужчины и женщины в возрасте
Пенсионные средства распыляются на множество людей, а средний размер пенсии – слишком мал. Государство ежегодно тратит около 25 миллиардов гривен на доплаты почти трем миллионам пенсионеров, поскольку начисленные им пенсии ниже прожиточного минимума.
Политики-популисты из года в год оттягивали болезненные социальные реформы – ЖКХ, образования и здравоохранения, пенсионной реформе. Через такую безответственность страна оказалась на пороге кризиса – за три года национальный долг вырос почти втрое, а государство уже не может выполнять все взятые на себя обязательства перед гражданами.
Родители вынуждены платить за якобы бесплатное среднее образование, больные – за «бесплатную» здравоохранение, а большинство пенсионеров живут на грани нищеты. В то же время государство тратит миллиарды на субсидирование услуг ЖКХ и выплату других льгот состоятельным людям, которые способны самостоятельно оплачивать счета.
Десятки тысяч здоровых пятидесятилетних спецпенсионеров получают пенсии, в несколько раз больше выплаты ветеранам труда.
Все это порождает вопиющую социальную несправедливость, давит на экономику, снижает стимулы к труду. Восстановление социальной справедливости и развитие государства – именно этой целью руководствовалось правительство, начиная комплексные преобразования в социальной сфере.
Общественное обсуждение поможет усовершенствовать реформу
Мы хорошо осознаем, что пенсионная реформа – дело чрезвычайно сложное и политически рискованная, что люди боятся перемен в этой крайне чувствительной сфере.
Главная цель реформы – создание условий для повышения пенсий, обеспечение достойной старости наших граждан, соблюдение принципов социальной справедливости и защиты, устранение больших разрывов между специальными и обычными пенсиями. Альтернативы реформе просто нет.
Дефицит Пенсионного фонда растет: в 2008 году – 17 миллиардов, в 2010 году – 34,4 млрд грн. Сейчас он покрывается из средств бюджета – то есть, опять же, по налогам предприятий и граждан. Так можно дойти и до полного банкротства государства.
Разработанный Правительством законопроект «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» позволит обеспечить надлежащий уровень жизни гражданам, которые в течение трудовой деятельности платили пенсионные взносы, не скрывая своих доходов.
Пенсионная реформа оставит чиновников без значительной части льгот и привилегий. Размер пенсии должен зависеть только от стажа и официальной зарплаты.
Сегодня в Украине на государственной службе находится почти 300 тысяч граждан. Пенсионная реформа предусматривает, что работающие госслужащие-пенсионеры будут получать пенсию, размер которой будет исчисляться на общих основаниях.
Кроме того, устанавливается максимальный размер пенсий для всех категорий пенсионеров, независимо от того, по нормам какого закона пенсия была назначена. По результатам общественного обсуждения мы предлагаем ограничить эту сумму 10 прожиточными минимумами для нетрудоспособных, что на 1 января этого года составляет около 8000 грн.
Для женщин возраст выхода на пенсию постепенно, в течение десяти лет, повысится с 55 до 60 лет.
Эти меры позволят нам повысить уровень социальной защищенности малообеспеченных пенсионеров. Например, предусматривается выплата единовременной денежной помощи врачам, учителям, работникам учреждений культуры при выходе на пенсию в размере 10 назначенных месячных пенсий.
Пенсионная реформа предусматривает введение второго уровня пенсионной системы – общеобязательного государственного накопительного пенсионного страхования. Мы рассчитываем, что этот уровень заработает уже с 1 января 2013.
Подчеркну, что реформа не коснется пенсионеров, которые уже вышли на заслуженный отдых. Они будут получать все выплаты, которые им уже назначены, – в том же объеме. Исключение могут составлять пенсионеры, которые получают сверхвысокие выплаты.
Кроме того, трудовые пенсии индексироваться в связи с изменениями размера прожиточного минимума, как и раньше, четыре раза в год.
Правительство осознает, что пенсионная реформа может быть успешной лишь в том случае, если ее положения учтут интересы всех ключевых социальных групп. Именно поэтому Министерство социальной политики инициировало общественное обсуждение пенсионной реформы .
Во время общественного обсуждения уже поступило почти 12 100 обращений – от предприятий, учреждений, организаций и граждан. Проведено 312 пресс-конференций, 1108 заседаний «круглых столов» и 261 брифинг по вопросам разъяснения положений пенсионного реформирования.
Работают горячие телефонные линии в органах Пенсионного фонда Украины и социальной защиты населения
По итогам обсуждения в правительственный законопроект будут внесены изменения, направленные на улучшение ситуации с пенсионным обеспечением наименее защищенных слоев населения.
Пенсия в тени не растет
Одной из главных причин сложной ситуации с пенсиями считаю зарплату в конверте. Почти половина украинской экономики и в дальнейшем остается в налоговой тени. По официальным данным, средняя зарплата в частном секторе в прошлом году составляла около 1,800 гривен, что на треть меньше, чем в бюджетной сфере.
Нигде в мире такого нет, если не считать наиболее коррумпированные страны Африки. Просто большинство предпринимателей уклоняются от уплаты налогов и социальных взносов, а работники соглашаются получать значительную часть зарплаты нелегально, в конвертах…
Мы должны сломать эту порочную систему. Работники должны понять, что нелегальная зарплата лишает их возможности получать достойную пенсию в будущем.
Особенно четкая связь между официальной зарплатой и пенсией устанавливает второй уровень пенсионной системы – обязательное накопительное пенсионное страхование. Каждый работающий, которому на момент внедрения реформы не исполнилось 35 лет, будет перечислять определенную сумму (от 2 процентов с постепенным повышением до 7 процентов от заработной платы) на свой личный пенсионный счет.
Эти средства будут инвестироваться в украинскую экономику и, соответственно, приумножаться. А выйдя на заслуженный отдых, человек будет получать не только солидарную пенсию от Пенсионного фонда, но и дополнительную пенсию – благодаря средствам из ее накопительного пенсионного счета. Пенсионер сможет передать эти деньги в наследство.
Администрирование страховых взносов накопительной системы будет осуществляться через Пенсионный фонд Украины, однако участники второго уровня через два года после его введения получат право выбирать негосударственные пенсионные фонды, в которых будут храниться их пенсионные средства.
Нужно развивать и третий уровень – негосударственное пенсионное страхование.
Итак, пенсионная система станет более справедливой – кто больше работал (и платил большие пенсионные взносы), тот и будет получать более высокую пенсию.
Вместе с тем государство гарантирует, что никто не будет иметь пенсию ниже прожиточного минимума. Солидарная система будет учитывать интересы малообеспеченных слоев населения, а накопительные уровне – стимулировать к пенсионным сбережениям граждан с более высокими доходами…
После проведения пенсионной реформы в украинском появится стимул получать «белые» зарплаты – уклоняясь от уплаты социальных взносов, люди будут обворовывать сами себя.
Таким образом, проведение пенсионной реформы не только восстановит социальную справедливость в обществе, но и послужит эффективным стимулом для детенизации экономики страны, а второй уровень пенсионной системы станет источником долгосрочных инвестиций в Украину и даст мощный толчок развитию страны.
Сергей Тигипко,
Мнение Всемирного Банка о пенсионной реформе в Украине
Всемирный банк (ВБ) поддерживает предложенный правительством законопроект о реформировании пенсионной системы.
Как передает корреспондент УНИАН, об этом сегодня во время парламентских слушаний, посвященных обсуждению проекта пенсионной реформы, заявил директор ВБ в Украине, Беларуси и Молдове Мартин РАЙЗЕР.
«Я бы хотел вкратце объяснить, почему мы в Мировом банке поддерживаем меры, предложенные правительством в законопроекте № 7455…» – сказал он.
По словам М. РАЙЗЕРА, доля расходов на пенсионное обеспечение в Украине самая высокая в мире – 18% ВВП по итогам 2010 года.
«Украина также имеет самый высокий в Европе процент отчислений в Пенсионный фонд (ПФ), который достигает 35% совокупной заработной платы. Несмотря на это, в 2010 году бюджетные трансферты в ПФ составили 7% ВВП», – отметил он. И подчеркнул, что в случае, если не будут приняты соответствующие решения, ситуация будет только ухудшаться.
Пенсионная система Украины в нынешнем состоянии является финансово нежизнеспособной, считает директор ВБ в Украине, Беларуси и Молдове. В то же время сокращение размера пенсий не решит проблему, как и повышение процента пенсионных отчислений.
Госфинуслуг Распоряжение № 997: ОБНОВЛЕНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ необложения НДФЛ
Госфинуслуг: обновлены условия для необложения налогов с доходов физических лиц страховых выплат и выплат НПФ
Своим распоряжением № 997 от 24.12. 10 гГосфинуслуг утвердила Порядок применения пп. 165.1.27 и 165.1.28 НКУ, в котором предостерегла условия, при выполнении которых страховые выплаты, страховое возмещение, выкупные суммы и пенсионные выплаты, получаемых налогоплательщиком по договорам страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионного вклада и доверительного управления:
— не включаются в состав налогооблагаемого дохода налогоплательщика
— не подлежат обложению НДФЛ во время их начисления (выплаты) налоговым агентом
Следует заметить, что от предыдущего Порядка от 18.11. 03 г№ 126 , который теряет силу новый Порядок мало отличается.
Распоряжение Госфинуслуг от 24.12. 10 г№ 997 вступило в силу: с 31.01.11 г.