Как сэкономить на налогах с новым Налоговым кодексом?
Как именно можно будет сэкономить на уплате налогов в 2011 году обычным гражданам и самозанятым лицам.
Для физлиц, как и прежде, существует два основных способа сэкономить на уплате налога на доходы: оформить налоговый кредит или получить налоговую социальную льготу. И в первом, и втором случае обольщаться не стоит — суммы компенсации невелики и жестко ограничены либо размером официальной зарплаты налогоплательщика за год (причем за вычетом взносов в пенсионные и другие соцфонды), либо размером прожиточного минимума (869 грн на 1 января 2010 года). Но уменьшить налоговое бремя хотя бы даже и на небольшую сумму, согласимся, всегда приятно.
Хотим сразу обрадовать: порядок получения налогового кредита с принятием Налогового кодекса практически не изменился. Поскольку кодекс уже вступил в силу, именно он будет действовать при подаче деклараций по итогам 2010 года (предоставить декларации нужно до 1 апреля 2011 года).
Только теперь налогоплательщики будут претендовать не на налоговый кредит, а на так называемую налоговую скидку.
Не изменил Налоговый кодекс и порядок получения налоговой социальной льготы. Как и раньше, на нее смогут претендовать малообеспеченные родители с двумя и более детьми до 18 лет, одинокие матери и т. д. — причем, малообеспеченные, у них лиц зарплата не должна превышать прожиточного минимума умноженного на 1,4 (то есть 1220 грн).
Сколько вернут
На самые крупные суммы компенсации могут претендовать ипотечные заемщики, которые платят солидные проценты по кредитам. Но право на налоговую скидку у них есть только по одному ипотечному кредиту. Пользоваться этой скидкой можно, как и раньше, в течение 10 лет. И также как и до принятия кодекса, скидку по новому кредиту можно получить только после полного погашения старого. Зато право на получение скидки, наконец, официально получили валютные заемщики (проценты для включения в налоговый вычет в этом случае пересчитывается по курсу НБУ). И это здорово.
Чтобы получить скидку милости просим в налоговую до 1 апреля 2011 года (перечень необходимых документов — см. таблицу «Кто может претендовать…»).
Для расчета компенсации налоговая возьмет сумму уплаченных за 2010 год процентов и умножит на специальный коэффициент. Если квартира до 100 м2, в состав налоговой скидки войдет вся сумма уплаченных за прошлый год процентов по кредиту (но не более официальной зарплаты заемщика за год). Если квартира больше — размер компенсации определится с учетом коэффициента, и в состав кредита (скидки) войдет лишь часть уплаченных банку процентов. Но опять же — не больше официального дохода за год.
На приличную компенсацию, казалось бы, вправе претендовать и те, кто накапливает сбережения в НПФ или компаниях по страхованию жизни. Суммы взносов в эти структуры не ограничены, они могут составлять и 100 тыс. грн в год, было бы желание и возможности. Единственное требование — срок страхового договора или пенсионного контракта должен быть не менее 10 лет (перечень необходимых документов — см. таблицу «Кто может претендовать…»).
Но и здесь вернуть значительную часть уплаченных взносов не получится. Разрешено включать налоговый вычет суммы не более месячного прожиточного минимума, умноженного на 1,4 за каждый месяц. То есть не более 2189 грн. Но, правда, никаких ограничений по срокам нет — получать скидку можно хоть каждый год.
Такое же требование существует и при получении скидки при оплате обучения в вузах. Максимальный размер компенсации за минувший год не может превысить все те же 2189 грн. Причем право на налоговый кредит имеет лишь студент или его родственник, которые получают заработную плату (перечень необходимых документов — см. таблицу «Кто может претендовать…»). Хотя с принятием Налогового кодекса
В общем, как мы и предупреждали, ограничения по выплатам подстерегают налогоплательщика на каждом углу. К тому же в связи с дефицитом местных бюджетов есть реальные проблемы с получением даже этих сумм. Например, жители города Буча, что под Киевом, ждут выплаты своего налогового кредита уже не первый год.
Хотим также предупредить, что налоговые скидки не накапливаются: если скидку не получить, например, за отчетный 2010 год, перенести право на ее получение на следующий год уже не получится. Зато Налоговый кодекс не запрещает получать скидку одновременно по нескольким направлениям (например, ипотечному заемщику и страхователю жизни в одном лице). Главное, чтобы общий размер компенсации не превышал официального дохода налогоплательщика за год (за вычетом единого социального взноса).
Занятые люди
Налоговую льготу так же, как и скидку, не могут получить самозанятые лица (предприниматели и те, кто проводит независимую профессиональную деятельность — артисты, юристы, адвокаты, нотариусы). Но зато для них Налоговый кодекс предусмотрел много нового.
С 1 января 2011 года объектом налогообложения для самозанятых лиц будет являться не выручка, а чистый доход, то есть разница между доходами и документально подтвержденными расходами, необходимыми для проведения их профессиональной деятельности. Платить придется 15% с чистого дохода, а в случае если доход более 10 минимальных зарплат — 17%. В связи с повышением ставки до 17% для многих самозанятых лиц, в частности, адвокатов, аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, возникает вопрос оптимизации уплаты налогов. «Оптимальным решением для таких лиц, является регистрация юрлица на едином налоге, что влечет за собой уплату единого налога в размере 6 или 10% суммы выручки, что является хорошим выходом из сложившейся ситуации», — полагает юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович» Иван Легуцкий. Но эксперт отмечает, что при таких обстоятельствах в проигрыше остаются нотариусы, которые для осуществления своей деятельности не могут регистрировать юридическое лицо.
Государство также ограничило сферу осуществления самозанятыми лицами хозяйственных операций, поставив их в неравные условия ведения бизнеса. «В частности, на что следует обратить особое внимание „упрощенцам“, так это на особенности взаимодействий с плательщиками налогов на общих основаниях. Последние больше не смогут относить на валовые затраты те расходы, которые понесены в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог (за исключением случаев, когда физлицо-предприниматель осуществляет деятельность в сфере информатизации)», – рассказал партнер юридической фирмы «Лексфор» Юрий Семенюк.
Порядок отчетности для самозанятых лиц не изменился. Они точно так же, как и раньше, обязаны подать декларацию о доходах по итогам отчетного года до 1 апреля 2011 года.
Куда идти | Какие документы понадобятся помимо предъявляемых в налоговую паспорта и его копии, а также копии справки об идентификационном коде и декларации о доходах | Что в итоге можно получить |
Бухгалтер на работе | Взять: справку о доходах за 2010 год | |
Банк | Взять: квитанции об уплате процентов по кредиту за 12 месяцев 2010 года | Налоговую скидку в размере всей суммы процентов по ипотеке за год или части процентов (но не более официального дохода за год). Размер компенсации зависит от площади недвижимости |
Налоговая | Предъявить: копии паспорта, справку о доходах, квитанцию об уплате процентов, копию кредитного договора и договора |
|
Бухгалтер на работе | Взять: справку о доходах за год | |
Вуз | Взять: копию договора с вузом о платном обучении | |
справку из вуза о периоде обучения лица в 2011 году и стоимости учебы, документ о внесении средств | Налоговую скидку в размере не более прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленным на 1 января отчетного года (869 грн), который умножается на коэффициент 1,4 в расчете за каждый месяц обучения | |
Банк | Взять: документы об оплате обучения | |
Налоговая | Предъявить: копию договора с вузом и подтверждение оплаты обучения | |
СК или НПФ | Взять: копии договоров страхования, пенсионного контракта | |
Банк | Взять: Платежки об уплате взносов за прошлый год | Налоговую скидку в размере не более прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленным на 1 января отчетного года (869 грн), который умножается на коэффициент 1,4 в расчете за каждый месяц уплаты страховых взносов |
Налоговая | Предъявить: копии договоров страхования (пенсионного обеспечения) и платежных документов об уплате страховых или пенсионных взносов |
Резюме: Налоговый кодекс практически не изменил порядок получения налоговой скидки и социальной льготы. Но за счет того, что вырос прожиточный минимум, некоторые суммы к компенсации все же увеличились.
Новая пенсионная система в Польше
Новая пенсионная система в Польше: опыт, который может быть полезен Украине
Институты такие, как пенсионная система или шире – система социального страхования или еще шире – публичные финансы, в своем нынешнем виде были запроектированы многие десятилетия тому назад. Их финансирование в значительно большей степени, чем вообще принимается, зависело от демографии. Ситуация, когда каждое поколение было существенно более многочисленным, по сравнению с предыдущим, позволяла использовать механизм, напоминающий опасную финансовую пирамиду. Как каждая пирамида, также и применяемая в рамках государственных институтов, обречена на банкротство, которое наступает тогда, когда основание пирамиды – здесь очередные поколения – недостаточно многочисленны, чтобы обеспечить финансирование обязательств в отношении прежних участников. Именно это явление мы наблюдаем сегодня во многих регионах мира. Старение населения существенно влияет на самые различные области общественной жизни и на экономику. Это создает огромную проблему, требующую существенной перестройки данного института. Пенсионные системы по причине своего масштаба и наиболее сильной экспозиции на старение общества требуют как можно более быстрых действий, предотвращающих использование финансовой пирамиды, которая из „чудесного” метода финансирования социальных расходов превращается в обузу, которая, нарастая, нагружает общество издержками финансирования расходов на „чудо” из прошлого. Подобным образом это касается, как зажиточных стран, так и развивающихся. Именно демография, а не политическая история, играет здесь решающую роль.
Польша ввела новую пенсионную систему в 1999 г. Это одна из первых глубоких пенсионных реформ. Чем более быстры и смелы действия, тем меньшие издержки, приходящиеся на плечи общества. Откладывание таких действий в долгий ящик дорого обходится. Польская пенсионная система совсем новая; то есть старая система не реформировалась, а была заменена новой системой, которая с предыдущей не имеет практически ничего общего. Самой важной особенностью новой системы является то, что со дня ее введения она не генерирует уже нового долга, который не имел бы автоматического источника финансирования. На языке экономики это означает, что текущая стоимость выплат сегодня и завтра, по определению, равна текущей стоимости оплачиваемых взносов. Следовательно, система не может создавать постоянного дефицита. Этот эффект удалось достичь, благодаря базированию всей системы на индивидуальных пенсионных счетах. Каждый участник получит в будущем (в форме аннуитета) то, что внес в эту систему плюс проценты (ставка возврата). Следует подчеркнуть, что это касается всей системы, а не только ее части, управляемой частным образом.
Как бы то ни было, введение частных учреждений, управляющих частью всеобщей пенсионной системы, не было сутью реформы, но сыграло в ней существенную роль. Благодаря этому, людям легче понять принцип финансирования новой системы (это не „государство” финансирует пенсии, а мы сами). Кроме того, в большей или меньшей степени можно рассчитывать на проявление положительных внешних эффектов таких, как содействие росту экономии в народном хозяйстве, развитие финансовых рынков, публичное образование в сфере использования финансовых рынков и т. п. Пенсионная реформа в Польше явилась не приватизацией пенсионной системы, а введением в нее механизма публично-приватного партнерства (ППП). Этому вопросу я уделю соответственно больше внимания в презентации. Частные пенсии остаются вне всеобщей системы, где решения относительно участия остаются добровольными.
Новая польская пенсионная система создала огромный шанс, каковым является уменьшение масштаба нагрузки общества издержками финансирования пенсионной системы с существующего одного из самых высоких в Европе уровней (12–13% ВНП) до одного из самых низких в перспективе нескольких десятилетий (согласно прогнозу Европейской Комиссии до ок. 8% ВНП в 2050 г.). Здесь необходимо добавить, что в подавляющем большинстве стран масштаб этих расходов будет расти, а не, как в Польше, снижаться. Уменьшающиеся расходы на финансирование пенсий – это возможность более быстрого роста выплат, а, следовательно, и благосостояния всего общества.
Марек Гора, Варшавская Школа Экономики (Польша)
Страховой стаж в солидарной системе
Минтруда разъясняет относительно страхового стажа в солидарной системе
С 1 января 2004 вступил в силу Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которым принцип обеспечения без учета персонального взноса в Пенсионный фонд, который действовал до 2004 года, заменен на страховой.
Вместо трудового стажа при расчете пенсионной выплаты используется страховой стаж.
Страховой стаж – период (срок), в течение которого лицо подлежало государственному социальному страхованию, которым или за которое уплачивался сбор на обязательное государственное пенсионное страхование согласно законодательству, действовавшему ранее, и / или подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию согласно этому Закону и за который уплачены страховые взносы.
Право на Назначения пенсии по возрасту в солидарной системе лицо приобретает при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Для установления минимальной пенсии по возрасту в размере, не ниже установленного законом прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность, страховой стаж для мужчин должен составлять 25 лет, для женщин – 20 лет.
Страховой стаж исчисляется территориальными органами Пенсионного фонда в соответствии с требований этого Закона по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета, а за периоды до внедрения системы персонифицированного учета (до 1 июля 2000) – на основании документов и в порядке, определенном законодательством, действовавшим до вступления в силу этим Законом.
Страховой стаж приобретенный после 1 января 2004 учитывается только в одинарном размере.
Периоды трудовой деятельности и другие периоды, которые учитывались в стаж работы для назначения пенсии до вступления в силу настоящего Закона (до 01.01.04), засчитываются в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее.
При этом за каждый полный год стажа работы, до вступления этого закона, на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, занятость на которых давала право на пенсию на льготных условиях, в страховой стаж дополнительно засчитывается по одному году.
Пример: лицо с 01.01.94 по 31.12.06 года работала медицинской сестрой в психиатрическом учреждении здравоохранения. В 2007 году обратилась за назначением пенсии за выслугу лет.
Согласно статье 60 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» (с изменениями), работа в лепрозорных и противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях) здравоохранения, в патолого-анатомических и реанимационных отделениях учреждений здравоохранения, а также в психиатрических учреждениях здравоохранения, засчитывается в стаж для назначения пенсий в двойном размере.
При определении права на назначение пенсии за выслугу лет, которая назначается при наличии специального стажа работы не менее 25 лет, в стаж работы по специальности в двойном размере учитывается весь период работы в психиатрическом учреждении
Таким образом, стаж работы для определения права на пенсию за выслугу лет составляет 26 лет (13×2), а страховой стаж для определения размера пенсии составляет 23 года
Для зачисления в страховой стаж в полном размере одного рабочего месяца в период после 01.01.04 размер взносов должен быть не меньшим, чем взносы, исчисленные из минимальной заработной платы. Так, по состоянию на сентябрь 2007 года минимальный страховой взнос, в частности, для лиц, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от форм собственности, вида деятельности и хозяйствования, составляет 148,28 грн. (440,00 – минимальная заработная плата х 33,7% – минимальный страховой взнос), а в октябре 2007 года – 155,02 грн. (460,00 – минимальная заработная плата х 33,7% – минимальный страховой взнос). Если сумма уплаченных страховых взносов меньше минимального страхового взноса, страховой стаж учитывается в пропорционально меньшем размере.
Круг лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию определено статьей 11 Закона. К таким лицам относятся:
1) граждане Украины, иностранцы (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины) и лица без гражданства, работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях этих предприятий и организаций, в объединениях граждан, у физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности и других лиц (включая юридических и физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, избравшими особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели специальный торговый патент) на условиях трудового договора (контракта) или работают на других условиях, предусмотренных законодательством, или выполняют работы на указанных предприятиях, в учреждениях, организациях или у физических лиц по договорам гражданско-правового характера;
2) члены коллективных и арендных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов и фермерских хозяйств, в том числе тех, которые избрали особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели специальный торговый патент);
3) физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, в том числе избравшие особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели специальный торговый патент), и члены семей указанных физических лиц, участвующих в осуществлении ими предпринимательской деятельности.
К членам семей физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в осуществлении ими предпринимательской деятельности, относятся: жена (муж), родители, дети и другие иждивенцы, достигшие 15 лет, не состоящие в трудовых или гражданско- правовых отношениях с таким физическим лицом – субъектом предпринимательской деятельности, но вместе с ним осуществляющие предпринимательскую деятельность и получают часть дохода от занятия этой деятельностью;
4) лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно – занимаются адвокатской, нотариальной, творческой и другой деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности;
5) граждане Украины, работающие в расположенных за пределами Украины дипломатических представительствах, консульских учреждениях Украины, филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях предприятий и организаций (в том числе международных), созданных согласно законодательству Украины (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины);
6) граждане Украины и лица без гражданства, работающие в иностранных дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях иностранных предприятий и организаций, международных организаций, расположенных на территории Украины (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины);
7) лица, избранные на выборные должности в органы государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, профсоюзов, политических партий, получающих заработную плату (вознаграждение) за работу на выборной должности;
8) лица, проходящие срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, других образованных соответственно законам Украины военных формированиях, а также в органах Министерства внутренних дел Украины;
9) работники военизированных формирований, горноспасательных частей независимо от подчинения, а также личный состав аварийно-спасательной службы, созданной в соответствии с законодательством на постоянной основе;
10) лица, проходящие альтернативную службу;
11) лица, получающие ежемесячные страховые выплаты согласно Закону Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности ", кроме лиц, получающих выплаты в связи со смертью кормильца, и неработающих лиц, получающих пенсии по инвалидности от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
12) лица, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства по направлению предприятий, учреждений, организаций (без сохранения заработной платы и с получением стипендии в соответствии с законодательством);
13) лица, которые согласно законам получают помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
14) один из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекун, попечитель, которые фактически осуществляют уход за ребенком-инвалидом, а также неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы или за престарелым, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе или достиг 80-летнего возраста, если такие неработающие трудоспособные лица получают помощь или компенсацию согласно законодательству;
15) лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности.
С 1 января 2007 в круг лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию, относятся также военнослужащие офицерского состава.
При этом, по лиц, указанных в пунктах 8, 13 и 14 статьи 11 настоящего Закона, страховые взносы, перечисляемые в солидарную систему, оплачиваются из средств соответствующих бюджетов на условиях и в порядке, определенных этим Законом, и в размере 10 процентов минимального страхового взноса с последующим увеличением ежегодно на 10 процентов до 100-процентного размера минимального страхового взноса.
Лица, достигшие 16-летнего возраста и не принадлежат к кругу лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию согласно статье 11 этого закона, в том числе иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие или работающие на территории Украины, граждане Украины, постоянно проживающие или работающие за пределами Украины, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, имеют право на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования (ст.12 Закона).
Договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования заключается на срок не менее одного года между территориальным органом Пенсионного фонда и лицом, имеющим право на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, на основании соответствующего заявления по форме, установленной правлением Пенсионного фонда, с приложенными к нему документами по утвержденному им перечню.
Договор о добровольном участии содержит информацию о:
— наименование документа;
— сведения о лицах, согласно этому Закону вносятся в систему персонифицированного учета;
— вид системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, в которой лицо будет участвовать;
— срок действия договора;
— размер и порядок уплаты страховых взносов;
— условия получения застрахованным лицом права на пенсионные выплаты в соответствии с настоящим Законом;
— условия расторжения договора;
— права и обязанности сторон, ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора;
— другие условия по соглашению сторон или предусмотренные типовым договором о добровольное участие, не противоречащих настоящему Закону.
Договором о добровольном участии может быть предусмотрена одноразовая уплата застрахованным лицом страховых взносов за предыдущие периоды. При этом сумма уплаченных страховых взносов за каждый месяц не может быть меньше минимального страхового взноса.