Как сэкономить на налогах с новым Налоговым кодексом?

Как именно можно будет сэкономить на уплате налогов в 2011 году обычным гражданам и самозанятым лицам.


Как сэкономить на налогах с новым Налоговым кодексом Для физлиц, как и прежде, существует два основных способа сэкономить на уплате налога на доходы: оформить налоговый кредит или получить налоговую социальную льготу. И в первом, и втором случае обольщаться не стоит — суммы компенсации невелики и жестко ограничены либо размером официальной зарплаты налогоплательщика за год (причем за вычетом взносов в пенсионные и другие соцфонды), либо размером прожиточного минимума (869 грн на 1 января 2010 года). Но уменьшить налоговое бремя хотя бы даже и на небольшую сумму, согласимся, всегда приятно.


Хотим сразу обрадовать: порядок получения налогового кредита с принятием Налогового кодекса практически не изменился. Поскольку кодекс уже вступил в силу, именно он будет действовать при подаче деклараций по итогам 2010 года (предоставить декларации нужно до 1 апреля 2011 года).


Только теперь налогоплательщики будут претендовать не на налоговый кредит, а на так называемую налоговую скидку. На «кредит-скидку» по-прежнему вправе претендовать ипотечные заемщики, благотворители, студенты вузов или их родители, страхователи жизни, участники негосударственных пенсионных фондов (НПФ), усыновители детей, а также те, кто платил за использование ряда медицинских процедур (см. таблицу «Кто может претендовать…»). Более того, в этот список добавились еще и те, кто инвестирует деньги в строительство так называемого доступного жилья, в том числе и на оплату кредита в рамках программы по приобретению подобной недвижимости. Президент также вернул право получения налоговой скидки гражданам, которые отказались от получения идентификационного кода (например, по религиозным соображениям).


Не изменил Налоговый кодекс и порядок получения налоговой социальной льготы. Как и раньше, на нее смогут претендовать малообеспеченные родители с двумя и более детьми до 18 лет, одинокие матери и т. д. — причем, малообеспеченные, у них лиц зарплата не должна превышать прожиточного минимума умноженного на 1,4 (то есть 1220 грн).


Сколько вернут


На самые крупные суммы компенсации могут претендовать ипотечные заемщики, которые платят солидные проценты по кредитам. Но право на налоговую скидку у них есть только по одному ипотечному кредиту. Пользоваться этой скидкой можно, как и раньше, в течение 10 лет. И также как и до принятия кодекса, скидку по новому кредиту можно получить только после полного погашения старого. Зато право на получение скидки, наконец, официально получили валютные заемщики (проценты для включения в налоговый вычет в этом случае пересчитывается по курсу НБУ). И это здорово.


Чтобы получить скидку милости просим в налоговую до 1 апреля 2011 года (перечень необходимых документов — см. таблицу «Кто может претендовать…»).


Для расчета компенсации налоговая возьмет сумму уплаченных за 2010 год процентов и умножит на специальный коэффициент. Если квартира до 100  м2, в состав налоговой скидки войдет вся сумма уплаченных за прошлый год процентов по кредиту (но не более официальной зарплаты заемщика за год). Если квартира больше — размер компенсации определится с учетом коэффициента, и в состав кредита (скидки) войдет лишь часть уплаченных банку процентов. Но опять же — не больше официального дохода за год.


На приличную компенсацию, казалось бы, вправе претендовать и те, кто накапливает сбережения в НПФ или компаниях по страхованию жизни. Суммы взносов в эти структуры не ограничены, они могут составлять и 100 тыс. грн в год, было бы желание и возможности. Единственное требование — срок страхового договора или пенсионного контракта должен быть не менее 10 лет (перечень необходимых документов — см. таблицу «Кто может претендовать…»).


Но и здесь вернуть значительную часть уплаченных взносов не получится. Разрешено включать налоговый вычет суммы не более месячного прожиточного минимума, умноженного на 1,4 за каждый месяц. То есть не более 2189 грн. Но, правда, никаких ограничений по срокам нет — получать скидку можно хоть каждый год.


Такое же требование существует и при получении скидки при оплате обучения в вузах. Максимальный размер компенсации за минувший год не может превысить все те же 2189 грн. Причем право на налоговый кредит имеет лишь студент или его родственник, которые получают заработную плату (перечень необходимых документов — см. таблицу «Кто может претендовать…»). Хотя с принятием Налогового кодекса кое-что все же изменилось. «Налоговый кодекс позволил претендовать на налоговую скидку еще и членам семьи первой степени родства по отношению к студенту, который не получает заработной платы», — обращает внимание управляющий партнер, адвокат АК «Легитимус» Николай Очкольда.


В общем, как мы и предупреждали, ограничения по выплатам подстерегают налогоплательщика на каждом углу. К тому же в связи с дефицитом местных бюджетов есть реальные проблемы с получением даже этих сумм. Например, жители города Буча, что под Киевом, ждут выплаты своего налогового кредита уже не первый год.


Хотим также предупредить, что налоговые скидки не накапливаются: если скидку не получить, например, за отчетный 2010 год, перенести право на ее получение на следующий год уже не получится. Зато Налоговый кодекс не запрещает получать скидку одновременно по нескольким направлениям (например, ипотечному заемщику и страхователю жизни в одном лице). Главное, чтобы общий размер компенсации не превышал официального дохода налогоплательщика за год (за вычетом единого социального взноса).


Занятые люди


Налоговую льготу так же, как и скидку, не могут получить самозанятые лица (предприниматели и те, кто проводит независимую профессиональную деятельность — артисты, юристы, адвокаты, нотариусы). Но зато для них Налоговый кодекс предусмотрел много нового.


С 1 января 2011 года объектом налогообложения для самозанятых лиц будет являться не выручка, а чистый доход, то есть разница между доходами и документально подтвержденными расходами, необходимыми для проведения их профессиональной деятельности. Платить придется 15% с чистого дохода, а в случае если доход более 10 минимальных зарплат — 17%. В связи с повышением ставки до 17% для многих самозанятых лиц, в частности, адвокатов, аудиторов, бухгалтеров, оценщиков, возникает вопрос оптимизации уплаты налогов. «Оптимальным решением для таких лиц, является регистрация юрлица на едином налоге, что влечет за собой уплату единого налога в размере 6 или 10% суммы выручки, что является хорошим выходом из сложившейся ситуации», — полагает юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович» Иван Легуцкий. Но эксперт отмечает, что при таких обстоятельствах в проигрыше остаются нотариусы, которые для осуществления своей деятельности не могут регистрировать юридическое лицо.


Государство также ограничило сферу осуществления самозанятыми лицами хозяйственных операций, поставив их в неравные условия ведения бизнеса. «В частности, на что следует обратить особое внимание „упрощенцам“, так это на особенности взаимодействий с плательщиками налогов на общих основаниях. Последние больше не смогут относить на валовые затраты те расходы, которые понесены в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог (за исключением случаев, когда физлицо-предприниматель осуществляет деятельность в сфере информатизации)», – рассказал партнер юридической фирмы «Лексфор» Юрий Семенюк.


Порядок отчетности для самозанятых лиц не изменился. Они точно так же, как и раньше, обязаны подать декларацию о доходах по итогам отчетного года до 1 апреля 2011 года.


Куда идти Какие документы понадобятся помимо предъявляемых в налоговую паспорта и его копии, а также копии справки об идентификационном коде и декларации о доходах Что в итоге можно получить
Ипотечный заемщик
Бухгалтер на работе Взять: справку о доходах за 2010 год
Банк Взять: квитанции об уплате процентов по кредиту за 12 месяцев 2010 года Налоговую скидку в размере всей суммы процентов по ипотеке за год или части процентов (но не более официального дохода за год). Размер компенсации зависит от площади недвижимости
Налоговая Предъявить: копии паспорта, справку о доходах, квитанцию об уплате процентов, копию кредитного договора и договора купли-продажи недвижимости
Оплачивающий обучение
Бухгалтер на работе Взять: справку о доходах за год
Вуз Взять: копию договора с вузом о платном обучении
справку из вуза о периоде обучения лица в 2011 году и стоимости учебы, документ о внесении средств Налоговую скидку в размере не более прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленным на 1 января отчетного года (869 грн), который умножается на коэффициент 1,4 в расчете за каждый месяц обучения
Банк Взять: документы об оплате обучения
Налоговая Предъявить: копию договора с вузом и подтверждение оплаты обучения
Страхователь жизни или участник НПФ
СК или НПФ Взять: копии договоров страхования, пенсионного контракта
Банк Взять: Платежки об уплате взносов за прошлый год Налоговую скидку в размере не более прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленным на 1 января отчетного года (869 грн), который умножается на коэффициент 1,4 в расчете за каждый месяц уплаты страховых взносов
Налоговая Предъявить: копии договоров страхования (пенсионного обеспечения) и платежных документов об уплате страховых или пенсионных взносов

Резюме: Налоговый кодекс практически не изменил порядок получения налоговой скидки и социальной льготы. Но за счет того, что вырос прожиточный минимум, некоторые суммы к компенсации все же увеличились.



Страховой стаж в солидарной системе

Минтруда разъясняет относительно страхового стажа в солидарной системе

С 1 января 2004 вступил в силу Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которым принцип обеспечения без учета персонального взноса в Пенсионный фонд, который действовал до 2004 года, заменен на страховой.


Минтруда разъясняет относительно страхового стажа в солидарной системе Вместо трудового стажа при расчете пенсионной выплаты используется страховой стаж.


Страховой стаж – период (срок), в течение которого лицо подлежало государственному социальному страхованию, которым или за которое уплачивался сбор на обязательное государственное пенсионное страхование согласно законодательству, действовавшему ранее, и / или подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию согласно этому Закону и за который уплачены страховые взносы.


Право на Назначения пенсии по возрасту в солидарной системе лицо приобретает при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Для установления минимальной пенсии по возрасту в размере, не ниже установленного законом прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность, страховой стаж для мужчин должен составлять 25 лет, для женщин – 20 лет.


Страховой стаж исчисляется территориальными органами Пенсионного фонда в соответствии с требований этого Закона по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета, а за периоды до внедрения системы персонифицированного учета (до 1 июля 2000) – на основании документов и в порядке, определенном законодательством, действовавшим до вступления в силу этим Законом.


Страховой стаж приобретенный после 1 января 2004 учитывается только в одинарном размере.


Периоды трудовой деятельности и другие периоды, которые учитывались в стаж работы для назначения пенсии до вступления в силу настоящего Закона (до 01.01.04), засчитываются в страховой стаж в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, действовавшим ранее.


При этом за каждый полный год стажа работы, до вступления этого закона, на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, занятость на которых давала право на пенсию на льготных условиях, в страховой стаж дополнительно засчитывается по одному году.


Пример: лицо с 01.01.94 по 31.12.06 года работала медицинской сестрой в психиатрическом учреждении здравоохранения. В 2007 году обратилась за назначением пенсии за выслугу лет.


Согласно статье 60 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» (с изменениями), работа в лепрозорных и противочумных учреждениях здравоохранения, в учреждениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, в других инфекционных учреждениях (отделениях) здравоохранения, в патолого-анатомических и реанимационных отделениях учреждений здравоохранения, а также в психиатрических учреждениях здравоохранения, засчитывается в стаж для назначения пенсий в двойном размере.


При определении права на назначение пенсии за выслугу лет, которая назначается при наличии специального стажа работы не менее 25 лет, в стаж работы по специальности в двойном размере учитывается весь период работы в психиатрическом учреждении (1994–2006 годы). В страховой стаж для исчисления размера пенсии период работы с 01.01.94 по 31.12.03 засчитывается в двойном размере, а период работы с 01.01.04 по 31.12.06 зачисляется на общих основаниях, т. е. в одинарном размере.


Таким образом, стаж работы для определения права на пенсию за выслугу лет составляет 26 лет (13×2), а страховой стаж для определения размера пенсии составляет 23 года ((1994–2003) х2 + (2005–2006)).


Для зачисления в страховой стаж в полном размере одного рабочего месяца в период после 01.01.04 размер взносов должен быть не меньшим, чем взносы, исчисленные из минимальной заработной платы. Так, по состоянию на сентябрь 2007 года минимальный страховой взнос, в частности, для лиц, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от форм собственности, вида деятельности и хозяйствования, составляет 148,28 грн. (440,00 – минимальная заработная плата х 33,7% – минимальный страховой взнос), а в октябре 2007 года – 155,02 грн. (460,00 – минимальная заработная плата х 33,7% – минимальный страховой взнос). Если сумма уплаченных страховых взносов меньше минимального страхового взноса, страховой стаж учитывается в пропорционально меньшем размере.


Круг лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию определено статьей 11 Закона. К таким лицам относятся:


1) граждане Украины, иностранцы (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины) и лица без гражданства, работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях этих предприятий и организаций, в объединениях граждан, у физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности и других лиц (включая юридических и физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, избравшими особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели специальный торговый патент) на условиях трудового договора (контракта) или работают на других условиях, предусмотренных законодательством, или выполняют работы на указанных предприятиях, в учреждениях, организациях или у физических лиц по договорам гражданско-правового характера;


2) члены коллективных и арендных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов и фермерских хозяйств, в том числе тех, которые избрали особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели специальный торговый патент);


3) физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, в том числе избравшие особый способ налогообложения (фиксированный налог, единый налог, фиксированный сельскохозяйственный налог, приобрели специальный торговый патент), и члены семей указанных физических лиц, участвующих в осуществлении ими предпринимательской деятельности.


К членам семей физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в осуществлении ими предпринимательской деятельности, относятся: жена (муж), родители, дети и другие иждивенцы, достигшие 15 лет, не состоящие в трудовых или гражданско- правовых отношениях с таким физическим лицом – субъектом предпринимательской деятельности, но вместе с ним осуществляющие предпринимательскую деятельность и получают часть дохода от занятия этой деятельностью;


4) лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно – занимаются адвокатской, нотариальной, творческой и другой деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности;


5) граждане Украины, работающие в расположенных за пределами Украины дипломатических представительствах, консульских учреждениях Украины, филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях предприятий и организаций (в том числе международных), созданных согласно законодательству Украины (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины);


6) граждане Украины и лица без гражданства, работающие в иностранных дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, филиалах, представительствах, других обособленных подразделениях иностранных предприятий и организаций, международных организаций, расположенных на территории Украины (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины);


7) лица, избранные на выборные должности в органы государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, профсоюзов, политических партий, получающих заработную плату (вознаграждение) за работу на выборной должности;


8) лица, проходящие срочную военную службу в Вооруженных Силах Украины, Службе безопасности Украины, других образованных соответственно законам Украины военных формированиях, а также в органах Министерства внутренних дел Украины;


9) работники военизированных формирований, горноспасательных частей независимо от подчинения, а также личный состав аварийно-спасательной службы, созданной в соответствии с законодательством на постоянной основе;


10) лица, проходящие альтернативную службу;


11) лица, получающие ежемесячные страховые выплаты согласно Закону Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности ", кроме лиц, получающих выплаты в связи со смертью кормильца, и неработающих лиц, получающих пенсии по инвалидности от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;


12) лица, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства по направлению предприятий, учреждений, организаций (без сохранения заработной платы и с получением стипендии в соответствии с законодательством);


13) лица, которые согласно законам получают помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;


14) один из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекун, попечитель, которые фактически осуществляют уход за ребенком-инвалидом, а также неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы или за престарелым, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе или достиг 80-летнего возраста, если такие неработающие трудоспособные лица получают помощь или компенсацию согласно законодательству;


15) лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности.


С 1 января 2007 в круг лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию, относятся также военнослужащие офицерского состава.


При этом, по лиц, указанных в пунктах 8, 13 и 14 статьи 11 настоящего Закона, страховые взносы, перечисляемые в солидарную систему, оплачиваются из средств соответствующих бюджетов на условиях и в порядке, определенных этим Законом, и в размере 10 процентов минимального страхового взноса с последующим увеличением ежегодно на 10 процентов до 100-процентного размера минимального страхового взноса.


Лица, достигшие 16-летнего возраста и не принадлежат к кругу лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию согласно статье 11 этого закона, в том числе иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие или работающие на территории Украины, граждане Украины, постоянно проживающие или работающие за пределами Украины, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, имеют право на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования (ст.12 Закона).


Договор о добровольном участии в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования заключается на срок не менее одного года между территориальным органом Пенсионного фонда и лицом, имеющим право на добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, на основании соответствующего заявления по форме, установленной правлением Пенсионного фонда, с приложенными к нему документами по утвержденному им перечню.


Договор о добровольном участии содержит информацию о:


— наименование документа;


— сведения о лицах, согласно этому Закону вносятся в систему персонифицированного учета;


— вид системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, в которой лицо будет участвовать;


— срок действия договора;


— размер и порядок уплаты страховых взносов;


— условия получения застрахованным лицом права на пенсионные выплаты в соответствии с настоящим Законом;


— условия расторжения договора;


— права и обязанности сторон, ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора;


— другие условия по соглашению сторон или предусмотренные типовым договором о добровольное участие, не противоречащих настоящему Закону.


Договором о добровольном участии может быть предусмотрена одноразовая уплата застрахованным лицом страховых взносов за предыдущие периоды. При этом сумма уплаченных страховых взносов за каждый месяц не может быть меньше минимального страхового взноса.



Страхование жизни по новым правилам

Страхование жизни по новым правилам 2 декабря Президент подписал Налоговый Кодекс Украины – "инновационный документ, призванный принципиально улучшить инвестиционный климат в стране, обеспечить благоприятные условия для ведения бизнеса ". Насколько такие ожидания оправдают себя, покажет время.


Серьезные изменения в связи с принятием Налогового Кодекса ждут всех действующих лиц лайфового страхового рынка Украины. Речь идет о страховых компаниях, о посреднических и брокерскихе структурах, а главным образом – о страхователях – физических и юридических лицах, которые заключили (будут заключать) договоры долгосрочного страхования жизни. Все они являются налогоплательщиками, а значит, подпадают под ту или иную статью Налогового Кодекса.<.p>

Мы выбрали отдельные положения Налогового Кодекса, которые регулируют налоговые обязательства клиентов страховых компаний по договорам долгосрочного страхования жизни. Финансовые консультанты, которые прекрасно знают положение еще действующих законов «О налоге с доходов физических лиц», «О налогообложении прибыли предприятий», сразу же заметят те положительные изменения, которые отражены в Налоговом Кодексе. Прежде всего это касается самого понятия договора долгосрочного страхования жизни (см. п. 14.1.52), приравнивание ставки налогообложения по таким договорам в ставку налогообложения доходов от размещения средств на депозитных счетах (п.170.8.2) и т. д.<.p>

(все выделения и примечания сделаны автором статьи)


ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА УКРАИНЫ


14.1. В этом Кодексе понятия употребляются в таком значении:
14.1.52. договор долгосрочного страхования жизни? договор страхования жизни сроком на пять и более лет , который предусматривает страховую выплату единовременно или в виде аннуитета, если застрахованное лицо дожило до окончания срока действия договора страхования или события, предусмотренного в договоре страхования, или достигло возраста, определенного договором. Такой договор не может предусматривать частичных выплат в течение первых пяти лет его действия, кроме тех, которые осуществляются в случае наступления страховых случаев, связанных со смертью или болезнью застрахованного лица или несчастным случаем, что привело к установлению застрахованному лицу инвалидности I или II группы или установления инвалидности лицу, не достигшему восемнадцати лет . При этом налогоплательщик – работодатель не может быть выгодоприобретателем по таким договорам страхования жизни;


142.2… Когда в соответствии с договором долгосрочного страхования жизни или любого вида негосударственного пенсионного обеспечения плательщик этого налога обязан платить за собственный счет добровольные взносы на страхование (негосударственное пенсионное обеспечение) нанимаемого им физического лица, то такой налогоплательщик имеет право включить в состав расходов каждого отчетного налогового периода (нарастающим итогом) сумму таких взносов, общий объем которой не превышает 25 процентов заработной платы, начисленной такому наемному лицу в течение налогового года, на который приходятся такие налоговые периоды.


При этом сумма таких платежей не может превышать размеров, определенных в разделе IV настоящего Кодекса, в течение такого налогового периода.
Нормы настоящего подпункта применяются с учетом положений раздела ХХ «Переходные положения» настоящего Кодекса.


143.2. Если трудящиеся поручает работодателю осуществлять взносы на долгосрочное страхование жизни или любой вид негосударственного пенсионного обеспечения или на пенсионный вклад или счета участников фондов банковского управления за счет расходов на оплату труда такого наемного лица, включенных в состав расходов налогоплательщика в соответствии с пунктом 142.1 статьи 142 настоящего Кодекса, такой работодатель не включает сумму указанных взносов в состав своих расходов.


153.1.7. Для целей налогообложения в состав доходов и расходов, определенных настоящей статьей, не включаются доходы и расходы в виде положительных или отрицательных курсовых разниц, полученных от перерасчета страховых резервов, образованных по договорам с долгосрочного страхования жизни, и активов, которыми представлены страховые резервы по договорам с долгосрочного страхования жизни, в случаях, если такие страховые резервы и / или активы образованы в иностранной валюте.


164.2. К общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога включаются:
164.2.15. сумма страховых выплат, страховых возмещений, выкупных сумм или пенсионных выплат, выплачиваемых налогоплательщику по договорам долгосрочного страхования жизни (в том числе по договорам страхования пожизненных пенсий) и негосударственного пенсионного обеспечения, по договорам пенсионного вклада, договорам доверительного управления, заключенным с участниками фондов банковского управления, в случаях и размерах, определенных подпунктом 170.8.2 пункта 170.8 статьи 170 настоящего Кодекса;


165.1. К общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога не включаются следующие доходы:
165.1.43. сумма страховой выплаты по договорам страхования жизни в случае смерти застрахованного лица, если такая выплата получаемой членами семьи застрахованного лица первой степени родства, или лицом, являющимся инвалидом I группы или ребенком-инвалидом, или имеет статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения;


Статья 166. Налоговая скидка
166.3. Перечень расходов, разрешенных к включению в налоговую скидки.
166.3.5. сумму расходов налогоплательщика на оплату страховых платежей (страховых взносов, страховых премий) и пенсионных взносов, уплаченных налогоплательщиком страховщику-резиденту, негосударственному пенсионному фонду, банковскому учреждению по договорам долгосрочного страхования жизни, негосударственного пенсионного обеспечения, по пенсионному контракту с негосударственным пенсионным фондом, а также взносов на банковский пенсионный депозитный счет, на пенсионные вклады и счета участников фондов банковского управления как такого налогоплательщика, так и членов его семьи первой степени родства, не превышающие (в расчете за каждый из полных или неполных месяцев отчетного налогового года, в течение которых действовал договор страхования):
170.8. Налогообложение доходов, полученных по договорам долгосрочного страхования жизни (в том числе страхования пожизненных пенсий), негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионных вкладов и по договорам доверительного управления.
170.8.1. Налоговым агентом налогоплательщика получателя выплаты, пожизненной пенсии или выкупной суммы является страховщик-резидент, который насчитывает страховую выплату или выкупную сумму по договору негосударственного пенсионного обеспечения или долгосрочного страхования жизни.
170.8.2. Налоговый агент удерживает и платит (пересчитывает) в бюджет налог по ставкам, определенным в пункте 167.1 статьи 167 настоящего Кодекса (15%) Примечание. автора) , с:
a) 60 процентов суммы:
 – единовременной страховой выплаты по договору долгосрочного страхования жизни в случае достижения застрахованным лицом определенного возраста, обусловленного в таком страховом договоре, или ее доживание до окончания срока такого договора.


Если выгодоприобретатель является страхователем по договору, налогообложению подлежит величина превышения страховой выплаты над суммой внесенных страховых платежей по правилам налогообложения доходов от размещения средств на депозитных счетах (5% – см. п.167.2. Примечание автора) ;
— регулярных и последовательных выплат (аннуитетов) по договору долгосрочного страхования жизни, пенсионных выплат по договору пенсионного вклада, пенсионных и целевых выплат участника фонда банковского управления, выплат пожизненной пенсии (пожизненные аннуитеты), кроме случаев, указанных в подпункте «а» подпункта 170.8.3 настоящего пункта;
б) выкупной суммы при досрочном расторжении страхователем договора долгосрочного страхования жизни;


170.8.3. Не облагаются при их начисления (выплаты) налоговым агентом:
а) сумма регулярных и последовательных выплат (аннуитетов) по договору долгосрочного страхования жизни или пенсионных выплат по договору пенсионного вклада, пенсионных и целевых выплат участника фонда банковского управления, пенсионных выплат на определенный срок, одноразовых пенсионных выплат или пожизненных пенсий, начисленных налогоплательщиком-резидентом, который не достиг совершеннолетия или имеет возраст не менее 70 лет;
б) сумма страховой выплаты по договору долгосрочного страхования жизни, если в результате страхового случая застрахованное лицо получило инвалидность I группы;


Сумма доходов, полученных по договорам долгосрочного страхования жизни, пенсионным вкладам, договорам доверительного управления, заключенными с участниками фондов банковского управления, и негосударственного пенсионного обеспечения, подлежат налогообложению, уменьшается на сумму страховых взносов, уплаченных по таким договорам в 1 января 2004.





Накопительное страхование жизни в Украине: Убезпечення життя

Как сэкономить на налогах с новым Налоговым кодексом? Страховой стаж в солидарной системе Страхование жизни по новым правилам