Для чего нужно накопительное страхование жизни?

Для чего нужно накопительное страхование жизни Отдать деньги надолго и терпеливо ждать, пока страховая компания зарабатывает для своего клиента деньги, — вот смысл накопительной страховки жизни.

Накопительное страхование жизни ("лайфовое" страхование) — загадка для подавляющего числа украинцев. И не только потому, что к ней пока не привыкли. Проблема в тех "лайфовых" страховых компаниях, которые взносы с клиентов берут, но о дальнейшей судьбе этих денег умалчивают.

О том, какой инвестиционный доход страховщик заработал для своих клиентов, сообщают далеко не все. Плюс ко всему, бухгалтерская отчетность СК — тайна за "семью печатями" по закону. Клиенту это гарантирует высокий уровень конфиденциальности. И хотя уже 2011 год, из 20 ведущих компаний по страхованию жизни отчеты за далекий 2009-й на своих сайтах опубликовали лишь единицы. Самой открытой в этом плане является СК «ТАС», которая регулярно размещает на своем сайте информацию как о результатах деятельности, так и ежеквартальные аудиторские отчеты.
Понятное дело, что в таких условиях сделать выбор стабильной компании очень сложно. Нам удалось выяснить, как "лайфовые" страховщики пережили кризис и кому из них можно доверить свои сбережения.

Как пережили кризис

Внешне все выглядит так, будто рынок страхования жизни пережил кризис без особых потерь. Банкротств не было, серьезного падения объема собираемых премий и оттока клиентов — тоже. По предварительным итогам 2010 года сбор премий вырос на 10% — с 827 млн. грн. до 900 млн. грн. "При этом сумма страховых выплат в 2010 году снизилась до 55 млн. грн. против 62,7 млн. грн. в 2009-ом", — говорит президент Лиги страховых организаций Наталья Гудыма. Огромная разница между суммой премий и выплат обусловлена тем, что по подавляющему числу полисов сроки завершения еще не наступили.

Наметился и приток клиентов. Если в 2010 году он составлял около 15%, а в 2009 году у некоторых компаний вообще был отток в 20--30%, то 2011-й начался притоком страхователей на уровне 20--30%. "Значительно снизился уровень расторжений договоров. Есть компании, которым удалось выйти на показатель повторных оплат (т. е. оплаты договоров после первого года — Ред.), превышающий 80%, хотя в 2009 году эта цифра в среднем по рынку едва превышала 60%", — обращает внимание председатель правления СК "ТАС" Андрей Власенко.

Однако, суммарная статистика не имеет никакого отношения к каждой отдельно взятой компании. Например, у некоторых страховщиков рост премий за 2010 год достигает 20--30% ("Фортис страхование жизни", "Оранта-жизнь") и даже 140% ("Ренессанс Жизнь"), в то время как у отдельных компаний премии упали до 30% ("Универсальная", "Теком-жизнь")

Большинство страховых компаний наращивают и резервы, и активы. Сокращаются резервы преимущественно у тех страховщиков, у которых было много клиентов-заемщиков. "Резервы по банкострахованию, являясь "короткими", списываются, поскольку "длинной" опции "дожитие" в таких продуктах, как правило, не было", — объясняет председатель правления "УСГ Жизнь" Оксана Голеншина.

Сколько нам зарабатывают

Уровень бонусов (инвестиционного дохода для клиента) выглядит обнадеживающе. Средний инвестдоход по договорам страхования жизни в гривне по итогам 2010 года находится в пределах 13--15%, и даже достигает у некоторых компаний 15--20%. По валютным полисам "вилка" дохода от 4--5% до 9--12% за год.

Это неплохие результаты, ведь доходность депозитов за прошлый год резко упала. Вот только все эти цифры пока практически не подтверждены реальными выплатами. Тут ситуация такая же, как с закрытыми инвестиционными фондами — что бы ни декларировали инвестору (страхователю), а реальный размер его дохода станет известен только к моменту выплаты по полису.

Хитрые цифры

Хотим сразу предупредить, что порой с показателями "лайфовых" страховых компаний творятся форменные чудеса. Например, даже в успешные годы уровень дохода у отдельных компаний может быть существенно ниже, чем у конкурентов. Почему столь существенная разница в заработках, если перечень финансовых инструментов, в которые могут законно инвестировать компании, для всех один?

И дело далеко не всегда в более консервативной стратегии инвестирования. А в том, что далеко не все компании большую часть премий направляют на формирование резервов: некоторые страховщики, платят огромные комиссии агентам, чтобы стимулировать продажи. Понятно, что в такой ситуации до резервов доходит малая часть собранных денег. Поэтому страховщики и декларируют минимальный инвестиционный доход (есть же требование законодательства, что он должен быть не ниже 4%), чтобы показать, что они хоть что-то зарабатывают для клиентов. "Увеличение затрат, связанных с комиссионными вознаграждениями, свидетельствует о том, что у таких страховых компаний могут возникнуть проблемы с выплатами клиентам", — заранее предостерегает Наталья Базилевская.

У отечественных страховщиков уровень админзатрат достигает 20%. Это много — в два-три раза выше разумного уровня. И вполне понятно, почему они не хотят "светить" эту цифру. Но есть косвенные признаки, по которым можно судить о том, насколько щепетильно относится страховщик к деньгам своих клиентов. "Обязательно нужно обращать внимание на соотношение премий и резервов. Если есть динамика прироста страховых премий, но нет роста страховых резервов, это может говорить о скрытых негативных тенденциях", — говорит председатель правления СК "Фортис Страхование Жизни Украина" Хайс Юкен.

Также необходимо изучить структуру резервов. Если хотя бы 10--20% вложено в малоликвидные акции и другие совсем уж рискованные активы, есть большой риск не только снижения доходности инвестиций но и потерь вложенных средств.

Капитал и премии

Далеко не всегда показателен и уровень капитала страховщика. Дело в том, что страховые компании, особенно только что пришедшие на рынок, нередко "живут" за счет уставного фонда. Продажи еще почти "нулевые", но нужно содержать офисы и платить комиссии агентам. При этом в балансе стоит красивая цифра, в то время как деньги из "уставника" медленно утекают.

Еще страховщики гордятся тем, что находятся в верхних строчках разных рейтингов по премиям. Однако не всегда размер платежей соответствует действительности. "Для "накрутки" премий страховщик показывает не фактически полученные суммы, а заявленные. Например, если клиент заключил полис на 5 лет с платежом в 3 тыс. грн. ежегодно, страховая компания записывает отчетность сразу 15 тыс. грн., хотя получила лишь 1/5 часть этой суммы. Но зато страховщик сразу же "взлетает" в первые строки рейтингов", — поделился с "Деньгами" руководитель одной из СК.

Получается, на бумаге компания оперирует теми деньгами, которые она по факту не получила и неизвестно получит ли, ведь клиент всегда имеет возможность расторгнуть договор. Распознать "надутые" премии можно, соотнеся темпы их роста с темпами роста резервов.



Лайфовый рынок Украины – I квартал 2011 года

Лайфовый рынок Украины I квартал 2011 года По состоянию на 26.05.2011 года членами ЛСОУ являются 16 компаний, осуществляющих страхование жизни и составляют 80% рынка страхования жизни в Украине. Из них отчетность за I квартал предоставили 14 компаний.


По основному показателю – объем собранных страховых платежей страховая компания «ТАС» заняла 3-е место, пропустив вперед СК «Metlife Alico» и СК «Ренессанс жизнь». Традиционно сильный игрок СК «Граве Украина», которая занимает 2–3 места в рейтингах, в который раз отчетности в ЛСОУ не подает.


Неожиданностью стало второе место страховой компании «Ренессанс жизнь». Ведь компания не имеет ни своей развитой агентской сети, ни договоров сотрудничества с известными посредниками. Ситуация проясняется, если проанализировать отчетность компаний в разрезе договоров страхования – более 70% договоров приходится на банкострахования («по другим договорам страхования жизни»). Накопительные договора составляют лишь 12,6%, в то время, как в «Metlife Alico» и СК «ТАС» этот показатель соответственно 99,2% и 95,5%.


Настораживающим фактором для специалистов «Metlife Alico» и, в первую очередь, для ее компаний-посредников должна стать чрезвычайно большая доля разрывов договоров: выплаченных этой компанией в I квартале выкупные суммы составляют 10,1% от собранных страховых платежей. В СК «ТАС» этот показатель равен 4%.


Интересно также, что в СК «ТАС» только 44% страховых выплат приходится на договоры накопительного страхования и детские программы. Остальные же, 56% – страховые выплаты по рисковым страховкам, таким как «ТАС-Мед», «ТАС-Талисман», «ТАС-Помощь». Последний факт подтверждает растущую популярность рисковых программ, и не только в СК «ТАС».


В общем, за сухими цифрами кроются интересные факты и тенденции, которые в целом подтверждают, что страхование жизни в Украине становится все более привлекательным и востребованным, а клиенты – более сознательными и грамотными. Рынок взрослеет.




Статистика доходности накопительных программ Страховой компании

Статистика доходности накопительных программ Страховой компании «ТАС» в сравнении с депозитным вкладом и уровнем инфляции


Статистика доходности накопительных программ Страховой компании ТАС

Средний уровень инфляции за 10 лет составил 11,01%, средняя доходность по депозитным вкладам – 11,0%, а средняя доходность по программе накопительного страхования жизни за все время существования СК «ТАС» – 14,76%.


Очевидно, что успешная инвестиционная политика позволяет клиентам СК «ТАС» получать доходность, превышающую доходностьи депозитных вкладов. Но как быть с инфляционными рисками при долгосрочном страховании?


Во-первых, самым главным способом борьбы с инфляционными рисками является дополнительный инвестиционный доход страховой компании. Во-вторых, одним из возможных способов борьбы с инфляцией и создания определенного зазора для учета роста жизни человека по мере его продвижения по карьере является индексация страховых взносов. С помощью индексации можно пересчитывать как сумму уже внесенных страховых взносов, так и сумму будущих накоплений ежегодно по мере роста доходов населения, обесценивания денег и роста инфляции.


Страхование жизни не является инструментом спекуляции с целью получения максимального дохода, поскольку максимальный доход существует только при наличии максимальных рисков. Перед нами стоит совершенно иная задача: мы должны переместить определенную сумму денег в определенный момент времени с максимальными гарантиями. Это будет именно та необходимая сумма, которой будет достаточно при возникновении потребности. Основная наша задача — сохранить и защитить те вклады, которые делаются в компанию на протяжении очень длительного срока, ведь погоня за сиюминутной выгодой, как правило, подвержена высокому риску, и можно потерять всё. Конечно, если в этот момент мы рискуем эмоционально и материально незначимой для нас суммой, то это не страшно, но имеет ли смысл рисковать деньгами, которые призваны обеспечить образование нашим детям либо нам достойную старость?


Статистические данные взяты из открытых источников: сайта Нацбанка, Министерства статистики Украины и финансовых отчетов Страховой компании «ТАС».


Узнать подробно об инвестиционных накопительных программах ТАС-Лайф, ТАС-Капитал, ТАС-Юниор вы можете у финансового консультанта. Также вам будет полезной группа в вконтакте.ру Моя финансовая грамотность


Автор: Кирилюк Виталий, финансовый консультант компании АссисТАС





Накопительное страхование жизни в Украине: Убезпечення життя

Для чего нужно накопительное страхование жизни? Лайфовый рынок Украины – I квартал 2011 года Статистика доходности накопительных программ Страховой компании