Проект закона о пенсионной реформе принят в первом чтении
Верховная Рада Украины приняла за основу проект закона о мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы.
Законопроект (№ 7455) предлагает осуществить ряд мероприятий по сбалансированию солидарной системы пенсионного страхования в среднесрочной перспективе и определяет параметры функционирования II уровня пенсионной системы – обязательной накопительной системы пенсионного страхования.
Проектом предлагается перечисление страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд ввести начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда.
Предполагается ввести II уровень пенсионной системы при таких параметрах:
- участниками этой системы будут лица, которым на дату введения системы исполнилось не более 35 лет;
- размер страхового взноса на дату внедрения системы предполагается установить в размере 2 процента с последующим его ежегодным повышением на один процент до достижения 7 процентов;
- администрирование страховых взносов накопительной системы будет осуществляться Пенсионным фондом Украины. Через 2 года после начала уплаты страховых взносов в накопительную систему ее участники будут иметь право выбирать негосударственные пенсионные фонды, в которых будут накапливаться их пенсионные средства.
Законопроектом предлагается также внести изменения в порядок исчисления «специальных» пенсий, приблизив его к общему закону. С этой целью предложено:
- ограничении максимального размера пенсии на уровне 10 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (с 1 апреля 2011 года – 7 640 гривен), с распространением этого ограничения на пенсионеров, которым пенсия назначена до вступления в силу законопроектом;
- уменьшение размера пенсии с 90 до 80 процентов заработной платы государственных служащих;
- выплату досрочной (за полтора года) пенсии государственным служащим, депутатам, прокурорам, судьям проводить только неработающим пенсионерам;
- ограничения заработка для назначения пенсии народным депутатам, судьям, прокурорам, военнослужащим суммой заработной платы, на которую начисляется единый социальный взнос, как для других категорий пенсионеров;
- повышение пенсионного возраста для мужчин – государственных служащих до 62 лет, начиная с 2013 года, постепенно, за 4 года. Этот возраст будет предельным, институт продления пребывания на государственной службе будет отменено;
- назначения досрочных пенсий народным депутатам, в случае окончания их депутатских полномочий, не за два года до достижения пенсионного возраста, а за полтора, как термин, применяемый для других категорий пенсионеров.
Для работников бюджетной сферы (образования, культуры, охраны здоровья и социальной защиты) при выходе на пенсию предлагается ввести одноразовую помощь в размере 10 назначенных им пенсий.
Предполагается постепенно, в течение 10 лет, увеличить необходимую выслугу для назначения пенсии военнослужащим и некоторым другим лицам с 20 до 25 лет, введя при этом ее календарное исчисление.
Для мотивации граждан к более длительной трудовой жизни и стимулирования к более позднему выходу на пенсию предусматривается:
- упростить механизм увеличения размера пенсии по выбору лица при отсрочке срока выхода на пенсию, в пределах первых 5 лет повышать пенсии на 0,5 процентов за каждый месяц более позднего выхода на пенсию, в случае работы свыше 5 лет – увеличивать на 0,75 процентов при выходе на пенсию. При этом, по достижении пенсионного возраста от лица не требуется обращения в пенсионные органы об отсрочке назначения пенсии;
- повысить минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет;
- повысить для вновь назначенных пенсий нормативную продолжительность страховой стаж для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере для женщин с 20 до 30 лет и для мужчин с 25 до 35 лет;
- повысить пенсионный возраст для женщин, которые получают пенсию согласно общему закону, с 55 до 60 лет начиная с 1 сентября 2011 года, постепенно увеличивая его на 6 месяцев каждый год в течение 10 лет;
- повысить возраст для женщин для получения государственной социальной помощи с 58 до 63 лет.
Законопроектом предусмотрены компенсаторы в н? связи с повышением пенсионного возраста для женщин:
- за каждые полгода более позднего выхода на пенсию женщина получит увеличенную на 2,5 процента пенсию (за 5 лет отсрочки пенсия увеличится на 25 процентов);
- временно, в течение 3 лет, предлагается предоставить возможность добровольного ухода на пенсию неработающим женщинам по достижении 55 лет при условиях, определенных проектом Закона.
Для уменьшения диспропорций в размерах пенсий, назначенных в разные годы, предлагается пересмотреть порядок назначения, перерасчета пенсий.
А именно:
- для назначения пенсии брать размер средней заработной платы за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, а перерасчет пенсии проводить из средней заработной платы, из которой назначена (пересчитана) пенсия;
- проводить перерасчеты пенсий работающим пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, но после достижения пенсионного возраста;
- проводить назначения пенсий по зарплате только по данным персонифицированного учета, а по желанию лица с учетом заработной платы за 60 месяцев до введения персонифицированного учета – до 1 июля 2000 года;
- усовершенствовать механизм исчисления коэффициента заработной платы для лиц, получавших пособие по безработице, либо осуществляли уход за ребенком до 3-х лет, ребенком-инвалидом, или за 80-летним.
Телеканал Интер: Подробности недели О пенсионной реформе
В данном видеоролике коротко и доходчиво показано, от чего зависит величина пенси, какие перспективы у молодежи в связи с пенсионной реформой. Очень хорошо донесли, как будет меняться страховой стаж и пенсионный возраст. К сожалению, тема «страхового стажа» не раскрыта и не сказано, в чем отличие от трудового стажа.
1 уровень пенсионной системы – солидарный. Не способен обеспечить пенсионеров прожиточным минимумом ввиду демографического кризиса. Пенсионный фонд имеет огромный дефицит бюджета.
"Первый этап пенсионной реформы" (закон Украины об Обязательном пенсионном страховании, 2004 г.) 2 уровень – Обязательное пенсионное страхование. Не начнет работать, пока пенсионный фонд убыточен. 2% будут отчисляться на персонифицированный счет и накапливаться до пенсионного возраста.
"Второй этап пенсионной реформы", он же 3 уровень пенсионной системы (по Закону Украины о Негосударственном пенсионном обеспечении, 2004 г.) – добровольные накопления граждан в НПФ, Банках или Лайфовых страховых компаниях.
Жесткий контроль сохранности средств и платежеспособности компаний со стороны государства. Суммы взносов по накопительному страхованию жизни не облагаются налогом на доходы физических лиц, 15% можно вернуть (налоговая скидка) + высокая доходность вкладов, перекрывающая инфляцию Доходность накопительного страхования.
МИФ: Колхозникам не платили пенсий
Условное название мифа: Колхозникам не полагалось пенсий.
Развёрнутое описание: Миф используется для подчеркивания приниженного положения крестьянства в СССР.
Примеры использования:
«Особенно тяжелая доля выпала крестьянам (колхозникам не полагалось пенсии, отпусков, они не имели паспортов, не могли покинуть деревню без разрешения властей, платили налог на землю и т. д.)»1)
«Пенсионная система не охватывала крестьян»2)
Действительность:
В 1935 году в конституции СССР было закреплено право всех граждан страны на пенсионное обеспечение.
Единого пенсионного фонда на тот момент не существовало, выплата социальных пособий по нетрудоспособности и старости возлагалась непосредственно на артели, которые должны были создать с этой целью социальный фонд и кассу взаимопомощи Миф: Колхозникам не платили пенсий.
«Примерный Устав сельхозартели 1935 г. (ст. 11) обязывал правление колхоза по решению общего собрания членов артели создавать социальный фонд для оказания помощи инвалидам, старикам, колхозникам, временно утратившим трудоспособность, нуждающимся семьям военнослужащих, для содержания детских садов, яслей и сирот1. Фонд должен был создаваться из полученного колхозом урожая и продуктов животноводства вразмерах не свыше 2% от всей валовой продукции колхоза. Колхоз, по возможности, выделял в фонд помощи продукцию и денежные средства. По своему усмотрению колхозы также могли устанавливать престарелым колхозникам и инвалидам труда постоянное пенсионное обеспечение путем ежемесячной выдачи им продуктов, денег или начислять трудодни. Размеры и порядок пенсионного обеспечения (пенсионный возраст и необходимый для получения пенсии трудовой стаж) определялись общим собранием членов артели или собранием уполномоченных»3)
Так что до конца 60-х колхозники тоже получали пенсию, просто выдавало ее не государство, а сам колхоз. Кроме пенсий от колхоза специалисты, инвалиды Великой отечественной войны, могли дополнительно получать и государственную пенсию. «Численность таких колхозников была невелика. В Вологодской области в 1963 г. насчитывалось только 8,5 тыс. пенсионеров-колхозников, что составляло не более 10% от общей численности престарелых членов сельхозартелей»4)
Для рабочих и служащих государственные пенсии устанавливаются в 1956 гзаконом о государственных пенсиях5)
С выходом в 1964 г. «Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов»6) происходит окончательное становление пенсионной системы СССР и государство полностью берет обязанности по выплатам пенсий на себя. При этом в постановлении Совмина СССР было особо отмечено, что колхозы по своему усмотрению могут сохранить свои пенсионные выплаты – в дополнение к государственной пенсии
Все последующие годы идет постепенное выравнивание пенсионного обеспечения колхозников с обеспеченим рабочих и служащих, благодаря опережающим темпам роста пенсий колхозникам.
1) Курс лекции по отечественной истории 2) История экономики России. Учебное пособие. Гусейнов Р. 3) Т. М. Димони «Социальное обеспечение колхозников Европейского Севера России во второй половине ХХ века» 4) Димони 5) «Ведомости Верховного Совета СССР», 1956, № 15, ст. 313. 6) «Ведомости Верховного Совета СССР», 1964, № 29, ст. 340.