Как добиться того, чтобы пенсия перестала быть синонимом бедности. Часть 2

 Трудный возраст

Самый обсуждаемый вопрос реформы – повышение пенсионного возраста для женщин. Этот факт взбудоражил людей, и единого мнения пока не сложилось. Часть специалистов утверждает, что действующие нормы устарели по всем показателям – граница выхода на пенсию была установлена еще в 1928 году, а ведь с того времени многое изменилось. Но в качестве аргумента «против» – социальный фактор.


— Я один из немногих, кто является противником повышения пенсионного возраста для женщин. Наши бабушки являются громадным социальным институтом, который столетиями брал на себя функцию воспитания, – говорит Д. Выдрин. – Если каждый из нас вспомнит, кто же его воспитал, то поймет, что все, заложенное в нашем мировоззрении и грамотности в значительной степени сформировано бабушками. Все, начиная от грамотности и заканчивая аурой патриотизма, через сказки, былины, сказания, подают бабушки. Если вырвать это механическим путем, то экономический выигрыш будет обесценен гуманитарными потерями.


Как добиться того чтобы пенсия перестала быть синонимом бедности Часть 2 Тем не менее, депутаты считают, что повышение пенсионного возраста уже давно состоялось, а законодательно мы только закрепим эти реалии.


— У нас же первое, что делает пенсионер после выхода на пенсию, – ищет работу. Пенсия не выполняет свою функцию, нужны еще деньги, – считает В. Олейник.


Что же выиграет государство от такой инициативы? Эксперт, первый замминистра труда и соцполитики (2005–2010 гг.) Павел Розенко считает, что финансовые достижения при повышении пенсионного возраста для женщин невелики – около 500 миллионов гривен. При дефиците Пенсионного фонда в десятки миллиардов.


— Правительство говорит, что будет повышать пенсионный возраст для женщин на 5 лет в течение 10 лет. Но я смотрю в законопроект, где написано, что повышение будет происходить в течение 5 лет, то есть в два раза быстрее, – выражает свои сомнения эксперт. – Кроме того, если законопроект примут в существующем виде, то пенсии в будущем будут уменьшены. Вот два момента:


  • увеличение страхового стажа на 10 лет. Таким образом, мы уменьшаем надбавку за сверхурочный стаж, то есть 75 грн у каждого пенсионера забираются автоматически.
  • изменение формул начисления пенсий. Сейчас система предусматривает среднюю зарплату за последний год, а Кабмин предлагает взять показатель за 3 года. За последний год средняя зарплата составляет около 2 тысяч гривен, а за последние три года – 1750 грн. То есть база для расчета пенсий также будет уменьшена на 250 грн.

Депутаты говорят, что видят недоработки, поэтому проект реформы и выставлен на обсуждение.


— На сегодня нет альтернативы пенсионной реформе, – уверяет народный депутат Александр Стоян. – Есть разные подходы, мы не со всем согласны. Я возглавляю подкомитет стандартов жизни в парламентском Комитете по соцполитике. Месяц назад, когда законопроект о пенсионной реформе появился, мы могли бы проголосовать за него, но единогласно проголосовали против, и отправили его на доработку.




Как добиться того, чтобы пенсия перестала быть синонимом бедности. Часть 1

Делу время


Намерение власти реформировать пенсионную систему стало самым обсуждаемым вопросом последних месяцев.


Огромное количество спорных норм: повышение пенсионного возраста, ограничение максимальных пенсий, увеличение страхового стажа. Все это – предмет дискуссий между политиками и экспертами.


В том, что пенсионная система в ее сегодняшнем виде не устраивает ни людей, ни представителей власти, никто даже не сомневается. Другое дело, что проблема назрела не внезапно. Однако болезненные, непопулярные перемены не слишком интересны политикам. Тем не менее, теперь все же приходится за них браться.


— Реформировать нужно то, что работает неэффективно, а пенсионная реформа эффективно не работала никогда, – считает замдиректора Международного центра перспективных исследований Максим Борода.


— Конечно, лучше было бы провести ее раньше, в 2006–2007 годах. Тогда экономика была на подъеме, и существовало демографическое «окно возможностей», когда соотношение работающего населения и пенсионеров было наиболее благоприятным.


Народный депутат Владимир Олейник считает, что украинские работники уже начали терять мотивацию. Они просто не выдерживают груза отчислений в Пенсионный фонд, и переход к накопительной пенсионной системе вместо солидарной просто необходим.


— Честно – если ты заработал, пересчитал деньги, и эта сумма тобою же и контролируется, – говорит эксперт. – Сегодня речь идет не просто о реформе, а о вопросе национальной безопасности. Если мы не изменим ситуацию с пенсиями, то дальнейшее дотирование из бюджета закончится тем, что увеличится давление на экономику и предпринимателей. У структуры ВВП уже сейчас серьезные нагрузки в части пенсионного обеспечения. Они достигают 16%, в то время как в России – 9%, в Чехии – 7%, а в США – 5%.


Потому с некоторой непопулярностью мер нам, видимо, в любом случае придется смириться.


— Во времена Французской революции шла дискуссия о роли государства, – напоминает советник президента Дмитрий Выдрин. – Тогда точки зрения разделились: одни считали, что государство должно создать рай на земле, а другие, которые в конечном итоге и победили, – что государство не должно допустить ада на земле. Создание рая на земле с помощью пенсионной реформы нереально. Если бы каждый нарисовал, как он должен выглядеть, то это – выход на отдых в 25–30 лет с пенсией в 2-3- раза выше зарплаты. Ясно, что сверх-идеальные параметры не-достижимы. Что же такое не допустить ад? Это преодолеть ситуацию, когда каждый работающий содержит одного неработающего, а в перспективе и двух неработающих.


Статистика количества пенсионеров в Украине и размер пенсий


Кого именно и как затронет создание накопительных пенсионных счетов

Вице-премьер Сергей Тигипко: кого именно и как затронет создание накопительных пенсионных счетов


Кого именно и как затронет создание накопительных пенсионных счетов Чего нового ждать будущим пенсионерам спросили у министра социальной политики Украины Сергея Тигипко


Суть реформы:


Первый уровень пенсионного обеспечения – солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, обеспечивающая минимальную гарантированную государством пенсию.


Второй уровень пенсионного обеспечения – накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования через Накопительный Фонд и негосударственные фонды.


Третий уровень пенсионного обеспечения – система негосударственного пенсионного обеспечения, предполагает добровольное участие граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений.


С 1 января 2013 года будет внедрен второй уровень пенсионного обеспечения — для тех, кому сегодня не больше 33 лет.


- Господин министр, когда можно ожидать введения «второго уровня» пенсионного обеспечения?


— Изначально предполагалось, что второй уровень будет введен, когда Пенсионный фонд (ПФ) станет бездефицитным. Тогда каждый гражданин в обязательном порядке начнет перечислять на свой персональный счет часть соцвзноса. Таким образом, часть средств из «общего котла» солидарной системы будет перенесена на персональные счета. В первый год это будет 2% от начисленной зарплаты, через год — 3% и так до 7%. При этом доля, которая уплачивается в солидарную систему, будет уменьшаться. Это уменьшение компенсирует госбюджет. Сегодня мы уверены, что на бездефицитность ПФ сможем выйти 2013 году. И с 1 января 2013 года будет внедрен второй уровень пенсионного обеспечения.


- Все ли плательщики взносов смогут принять участие во «втором уровне»?


— Полноценно во «втором уровне» смогут участвовать те украинцы, которым на начало 2013 года еще не исполнится 35 лет. У них будет минимум 25 лет, чтобы накопить на реальную прибавку к пенсионной выплате. Остальные смогут присоединяться к этой системе добровольно. В течение первых двух лет средства граждан будут аккумулироваться на счетах Накопительного фонда. Его администратором будет Пенсионный фонд. Затем мы проведем тендер среди компаний по управлению активами.


- Можно ли будет перевести деньги из госфонда в частный НПФ?


— Безусловно. Это можно будет сделать через два года нахождения денег на счетах госфонда. Более того, НПФ можно будет менять и дальше, но не чаще, чем раз в два года. Такие возможности создадут конкуренцию на рынке. Фонды будут «сражаться» за деньги пенсионеров так же, как сегодня банкиры, которые убеждают получать пенсии именно через свои финучреждения.


-- Кто будет осуществлять выплату пенсий?


— Предполагается, что пенсию с накопительного уровня можно будет получить либо единым платежом, либо аннуитетными выплатами пожизненно. Аннуитетные выплаты будут осуществлять страховые компании, которые выберет сам пенсионер. Конкретные условия выплаты пропишут в каждом отдельном страховом договоре. Если пенсионер откажется выбирать компанию, ПФ сделает это за него из числа компаний, отобранных на конкурсе Госфинуслуг. К слову, в отличие от пенсии из солидарной системы, накопленные на втором уровне, но не выплаченные средства, могут передаваться наследникам. Таким образом, это не только защита для конкретного человека в старости, но и возможность помочь детям и внукам. Кроме того, при желании, человек сможет откладывать свой выход на пенсию в 60 лет, как это предусмотрено законом. Но не более, чем до 70 лет.


- Во что будут инвестировать средства будущих пенсионеров? На какой уровень доходности можно рассчитывать?


— Правительство исходит из того, что накопления должны сохранить свою покупательную способность. Мы предлагаем несколько целевых направлений для использования средств будущих пенсионеров. Во-первых, это целевые «пенсионные» гособлигации с фиксированной доходностью «инфляция плюс». Во-вторых, это так называемая «народная приватизация» нестратегических госпредприятий. Возможно, участвовать в ней будут не граждане напрямую, а фонды, в которых хранятся пенсионные сбережения. В-третьих, накопления, возможно, направят на возобновление ипотечного кредитования. Но естественно, все 100% средств ни в гособлигации, ни в приватизацию, ни в восстановление ипотеки вложены не будут — мы не можем рисковать пенсионными вкладами. Это лишь возможные направления инвестирования, которое должно проходить под жестким контролем государства.


--Насколько рискованны такие вложения?


— Для НПФ и сегодня, согласно закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», установлен целый ряд ограничений по бумагам, в которые можно инвестировать средства. Это и акции, которые должны проходить листинг на биржах, и ценные бумаги иностранных правительств и компаний. Например, нельзя инвестировать более 5% в акции одной компании, свыше 40% – в акции украинских эмитентов. Всего предполагается около 20 ограничений. Думаю, НПФ, которые будут привлекать «пенсионные» деньги, получат возможность сформировать сбалансированные защищенные портфели. С компанией по управлению активами, которая допустит при управлении пенсионными деньгами в Накопительном фонде падение стоимости активов более чем на 10% от средневзвешенного показателя по рынку без каких-либо видимых причин, договор будет расторгнут. Компании, лишенные лицензии на работу с пенсионными средствами, смогут обратиться за ее восстановлением не ранее, чем через три года.


- Для успешного внедрения второго уровня пенсионной системы необходимо развивать фондовый рынок. Что правительство будет делать в этом направлении в ближайшие два года?


— Самый распространенный стимул для развития фондового рынка – обязательное размещение части акций предприятий на внутренних биржах. Эта обязанность может распространяться на компании, начиная с определенного уровня оборотов. Возможно, такая норма будет внедрена и в Украине. Уверен, что даже при выводе на фондовый рынок до 5% акций крупнейших предприятий, это уже его серьезно разогреет, добавит ему разнообразия.


- Будут ли использоваться при инвестировании средств будущих пенсионеров механизмы ипотечных закладных?


— Пока этот механизм несколько дискредитировал себя в период кризиса. Однако мы, безусловно, будем рассматривать возможности инвестировать средства в строительную отрасль, пока там есть высокий уровень прибыльности, пока есть дефицит жилых площадей. Среди других направлений — идея проведения «народной приватизации» «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка». Мы хотим, чтобы управляющие компании, которые будут распоряжаться пенсионными накоплениями, поучаствовали в этом процессе.


-- Будут ли какие-то ограничения для участников «второго уровня» относительно добровольных сбережений на «третьем уровне»?


— Никаких ограничений не будет! Человек может хоть всю оставшуюся после выплаты налогов зарплату отнести в НПФ — это его право. И наоборот, если у него уже есть накопления на «третьем уровне», он может их перевести в обязательный Накопительный фонд. Когда заработает система персональных счетов, пенсия будет напрямую зависеть от размеров заработка. То есть, человек будет заинтересован получать как можно более высокую, и, что важно — официальную зарплату. Да, государство обеспечит всем гарантированный минимум. Но если человек ничего не сделал, чтобы поднять этот уровень, то он должен cетовать на себя, а не на государство.





Накопительное страхование жизни в Украине: Убезпечення життя

Как добиться того, чтобы пенсия перестала быть синонимом бедности. Часть 2 Как добиться того, чтобы пенсия перестала быть синонимом бедности. Часть 1 Кого именно и как затронет создание накопительных пенсионных счетов