Характеристика различных стран с точки зрения пенсионной системы

Пенсионная реформа: мировой опыт

Характеристика различных стран с точки зрения пенсионной системы Государство несет ответственность за обеспечение пенсионеров. От типа пенсионной системы зависит доля участия и государства, и конкретного человека в пенсионном обеспечении. При этом практически невозможно создать систему, одинаково удовлетворяющую интересы всех ее участников. То ли пенсия дорого обходится государству, то ли дорого обходится гражданам. Даже, казалось бы, в благополучной и уж точно небедной Великобритании, по данным Eurostat, 24% пенсионеров живут за чертой бедности.


«Комфортная» для граждан пенсионная система будет убыточной в случае демографического кризиса в стране. А таких стран сейчас все больше. «Комфортная» пенсионная система для государства переложит все возможные финансовые трудности на плечи работающих граждан. Какой же выход из этой противоречивой ситуации находят правительства разных стран?


Самая радикальная: Чили


Средняя пенсия: $250. Пенсионный возраст: 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин.


«Мы знали, что косметических изменений (для реформирования пенсионной системы) – увеличение пенсионного возраста или повышение налоговых отчислений – будет недостаточно.


У солидарной системы есть один фундаментальный недостаток: фактическое отсутствие связи между тем, что человек вкладывает в пенсионное обеспечение, и тем, что потом получает» – так несколько лет назад прокомментировал реформаторские успехи государства в пенсионной сфере экс-министр труда и социального обеспечения Чили Хосе Пиньера. Чили ликвидировала дефект радикально, полностью отказавшись от солидарной системы в пользу личных накопительных вкладов. С 1981 года жители начали инвестировать часть своей зарплаты в частные пенсионные фонды. Наемный работник может самостоятельно выбрать не только управляющего, но и один из пяти видов фондов, отличающихся степенью рисковости инвестиционной стратегии. Самый рисковый пенсионный фонд «А», 80% активов которого вложены в акции. Портфель самого консервативного фонда «Е» почти полностью состоит из облигаций с фиксированной ставкой.


Размер пенсионного взноса сотрудника, как правило, 10% зарплаты, к которым добавляются еще 2,5-3% на административные затраты самого фонда. Впрочем, участник пенсионной системы может самостоятельно регулировать как размер взноса, так и время выхода на пенсию. Государство же гарантирует минимальную пенсию всем тем, кто инвестировал средства в течение 20 лет, но не сумел накопить достаточную сумму. Если пенсионный фонд не смог продемонстрировать необходимую минимальную прибыльность, его ликвидируют, а активы переводят в другой фонд. В случае банкротства государство берет на себя выплату как минимум гарантированной пенсии пострадавшим.


Конечно, такая система имеет и свои недостатки. Главный – слишком высокая зависимость от колебаний на финансовых рынках. К примеру, в 2008 году фонды показали отрицательную годовую доходность: фонды группы «А» – минус 40%, группы «Е» – минус 1%. Однако уже в 2009 году все вышли в плюс.


Недостатки такой системы в стране также в том, что большой процент населения оказался вне пенсионной системы. В 2006-м ее участниками были 60% работающего населения, тогда как самозанятые, работающие время от времени и безработные не могли обеспечить регулярность взносов в фонды. Два года назад в Чили внедрили солидарную пенсионную систему, финансируемую за счет общих налогов, в частности НДС. Самые бедные жители страны старше 65 лет и оставшиеся без частной пенсии получают выплаты из солидарной системы в размере $115 в месяц (до 2012 года сумму увеличат до $145). Самозанятое население, участие которого в частной пенсионной системе пока добровольное, уже с 2012го должно будет отчислять на свой накопительный счет 10% из 40% налогооблагаемого дохода, в 2015-м – со всего заработка.


Самая накопительная: Сингапур


Средняя пенсия: $250. Пенсионный возраст: 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин.


Пенсионное обеспечение в Сингапуре состоит преимущественно из обязательных накоплений населения. Ядро пенсионной системы – Центральный Сберегательный фонд (CPF), взносы в который обязаны делать как работодатели, так и работники. Фондом управляют представители правительства, трудящихся и работодателей. По своей сути CPF – сберегательный банк.


Средства сотрудников распределяются на три счета: специальный (это и есть собственно пенсионные накопления, которые нельзя снять до выхода на пенсию), обычный (деньги с этого счета можно использовать, к примеру, на покупку жилой недвижимости, оплаты страхования, образования) и медицинский (специально для покрытия медицинских затрат). Основная часть перечисляемых средств (75%) направляется на обычный счет. Такая политика позволила практически 90% населения Сингапура приобрести собственное жилье.


CPF гарантирует выплату минимального инвестиционного дохода на вклады на обычном счете в размере 2,5% годовых, а на пенсионном и медицинском – 4% годовых.


Уровень отчислений в фонд достаточно высок. Их размер зависит не только от зарплаты сотрудника, но и от его возраста (наемных работников делят на шесть возрастных категорий). К примеру, сотрудник до 35 лет с зарплатой свыше $1170 перечисляет в фонд 20% своего заработка, еще 15% – работодатель. Но чем старше работник, тем меньше становится взнос. К 55–60 годам общий уровень ставки снижается с 35% до 20,5%. С 1995 года власти ввели минимальный резерв наличных на каждом счете, который ежегодно увеличивался на 1 тыс. сингапурских долларов, стартуя с 4 тыс. сингапурских долларов, так чтобы у каждого сингапурца, вышедшего на пенсию после 2003 года, на пенсионном счете накопилось хотя бы 40 тыс. сингапурских долларов ($31 тыс.).


Самая устойчивая: Нидерланды


Средняя пенсия: $2700. Пенсионный возраст: 65 лет (с 2020-го – 67 лет).


Исследовательский центр Mercer, ежегодно составляющий рейтинг пенсионных систем мира (Global Pension Index), в 2010 году отдал первое место Нидерландам. По данным €ostat, в Голландии за чертой бедности находится не более 6% пенсионеров – это один из самых низких показателей в Евросоюзе. Кроме того, местные жители, вышедшие на пенсию, получают около 70% зарплаты. Это заслуга трехуровневой пенсионной системы, состоящей из добровольного страхования, государственных и профессиональных пенсий. На полную государственную пенсию могут рассчитывать все граждане Нидерландов старше 65 лет (до 2020 года пенсионный возраст повысится до 67 лет, при этом ранний выход на пенсию запрещен), проживавшие в стране в течение 50 лет. Минус год проживания – минус 2% от причитающейся суммы.Размер госпенсии зависит и от семейного положения человека. Одинокий пенсионер, к примеру, получает € 1067,47 в месяц, а если у него есть супруг/супруга – € 674,36.


Источник финансирования государственного пенсионного обеспечения – солидарная система. Индивидуальный страховой взнос в систему – 17,9% от налогооблагаемого дохода, но не более € 4797. Еще до середины 1990х годов государственная пенсионная система была сбалансирована с точки зрения доходов и расходов, но сейчас местные власти сталкиваются с дефицитом, который покрывают за счет общих налогов. Чтобы предотвратить возможный коллапс системы, в 1998 году был создан специальный резервный фонд, средства которого после 2020го в экстренных случаях будут направлены на поддержание пенсионного обеспечения. Предполагается, что к тому времени активы фонда достигнут € 126 млрд.


Впрочем, базовую пенсию в полном объеме получают не все (кто проживал в стране менее 50 лет). К примеру, в 2008 году таких было 17% пенсионеров. Поэтому занятое население активно участвует во втором уровне пенсионной системы – профессиональных пенсионных программах. 90% работников вовлечены в отраслевые ПФ, пенсионные фонды компаний и фонды для самозанятых. Накопительная ставка большинства программ колеблется от 1,75% до 2,2% годовых, что при стаже в 40 лет позволяет компенсировать 70% зарплаты. Размер взносов (обычно 15-16% зарплаты) закрепляется в коллективном договоре и распределяется между работниками и работодателем.


Самая либеральная: Австралия


Средняя пенсия: $1100. Пенсионный возраст: 67 лет.


На втором месте в рейтинге пенсионных систем Mercer – Австралия. Изюминка австралийской пенсионной системы в том, что она позволяет любому желающему зарегистрировать личный пенсионный фонд и управлять пенсионными деньгами самостоятельно. Тем, кто выбрал неудачную инвестиционную стратегию, гарантирована государственная пенсия по старости, финансируемая из общих налоговых поступлений. Ее размер зависит от дохода австралийца и стоимости его активов. Так, на полную государственную пенсию (для одиноких – $1100 в месяц, супружеских пар – $980 на каждого) может рассчитывать пенсионер-одиночка с среднемесячным доходом не более $145, а пара – c доходом до $254. При этом чем больше доход, тем меньше пенсия. Такой же принцип действует и в отношении размера активов. На полную пенсию может претендовать одинокий пенсионер-домовладелец, чьи активы оценены в $180 тыс.


Каждая тысяча долларов сверх этой суммы снижает пенсию на $3.


Впрочем, государство, которое тратит на выплату пенсий около 10% бюджета, больше рассчитывает на развитие частных пенсионных фондов, участие в которых обязательно. Работодатель должен вносить в фонд 9% зарплаты каждого наемного сотрудника, чей заработок до налогообложения превышает $450. Доступ к накопленным средствам австралийцы получают только по достижении 65 лет. За последние десять лет доходность фондов достигала 3-5% в год в зависимости от инвестиционной стратегии.


Самая социальная: Швеция


Средняя пенсия: $2000. Пенсионный возраст: 65 лет.


Шведская пенсионная система позволяет поддерживать высочайший уровень пенсий, возмещая пенсионеру 60-80% их зарплаты. Система формируется за счет нескольких источников. Обязательный взнос в размере 18,5% от зарплаты, который поровну делят между собой работодатель и наемный сотрудник, частично идет в солидарную систему пенсионного обеспечения (16%) и на индивидуальный накопительный счет (2,5%). Из выплат в солидарную систему складываются условные накопления шведов, которые индексируются с учетом роста зарплаты и демографической ситуации в стране. Начиная с 61 года жители могут претендовать на условно-накопительную пенсию. 2,5% от заработка наемный сотрудник размещает в одном из 800 пенсионных фондов с минимальной доходностью в 3% годовых. Инвестиции ПФ жестко регулируются: в частности, действуют ограничения на инвестиции в недвижимость или прямые займы.


Кроме того, 90% наемных сотрудников участвуют в условно-обязательных профессиональных пенсионных программах (для белых воротничков, голубых воротничков, сотрудников центрального и местного правительств). Участие в фондах оформляется в коллективных договорах с работодателем. Как правило, на этом уровне пенсионной системы взнос составляет 2-5% зарплаты. Некоторые программы разрешают ранний выход на пенсию – в 55 лет, но чаще всего доступ к средствам появляется лишь в 65 лет.


Шведам с невысокими доходами государство за счет общих налогов выплачивает гарантированную минимальную пенсию – $1050 супругам и $1180 одиноким. В полном объеме сумму получают 65-летные шведы, проживающие в стране 40 лет. Пенсионеры с низким доходом также могут претендовать на дотации на жилье, которые компенсируют 93% затрат на его оплату.


Самая непредсказуемая: Россия


Средняя пенсия: $255. Пенсионный возраст: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин.


Восемь лет назад российское правительство реформировало пенсионную систему так, чтобы разделить ответственность между государством и населением за обеспечение безбедной старости. Ведь расходы России на пенсии уже достигают 10% ВВП. Как и многие европейские страны, РФ пошла по пути создания многоуровневой системы, добавив в 2002 году к уже существующему распределительному уровню еще и накопительный.


Основа будущей пенсии жителя России – обязательные страховые взносы, которые делает работодатель в Пенсионный фонд, а это 26% от годового заработка работника. В 2010-м из-за растущего дефицита ПФ, достигшего 3% ВВП, власти хотели поднять ставку выплат на 8 п. п., но пока не решились на такой шаг. Физически деньги из страховой части идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.


Накопительная часть формируется за счет обязательного взноса работодателя в ПФ в размере 6% от фонда оплаты труда наемного сотрудника. Инвестировать деньги может одна из управляющих компаний или негосударственные пенсионные фонды. По умолчанию накоплениями будущих пенсионеров управляет Внешэкономбанк. За последние три года лишь 7% пенсионных накоплений были переведены в НПФ. По мнению чиновников Министерства здравоохранения и соцразвития РФ, накопительная система близка к провалу, поскольку не позволяет скопить к старости значимой суммы. При годовой доходности инвестиций в 4% свыше инфляции для вышедших на пенсию в 2035 году сумма накоплений составит лишь 16% средней ежемесячной пенсии.


Причины неуспеха – низкие доходы населения и неразвитость финансовых рынков. Для решения проблемы невысоких накоплений государство предложило населению участвовать в Программе государственного софинансирования пенсии. Взнос на персональный счет в ПФ удваивается государством, если его размер превышает 2 тыс. руб. в год (но не более 12 тыс. руб.).


Самая ответственная: Польша


Средняя пенсия: $450. Пенсионный возраст: 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин.


С 1999 года пенсионное обеспечение в Польше основывается на системе индивидуальных пенсионных счетов. Суть реформы, проведенной более десяти лет назад, заключалась в том, чтобы связать размер выплат с величиной взносов.Сейчас работодатель и наемный сотрудник отчисляют в пенсионную систему в равной пропорции 19,5% зарплаты. 12% взноса поступает в систему социального страхования, 7,5% работник переводит на накопительный счет открытых пенсионных фондов, которыми управляют частные компании.


Пока 75% пенсионных выплат обеспечивает система социального страхования, но через некоторое время этот показатель должен снизиться до 50%. Другую половину будут приносить накопления в ПФ. По достижении пенсионного возраста жители Польши получают гарантированную минимальную пенсию ($235), если их трудовой стаж составил 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.



Тигипко: С пенсионной реформой медлить нельзя!

Восстановление социальной справедливости – ключевая идея пенсионной реформы


Тигипко С пенсионной реформой медлить нельзя Украина занимает едва ли не первое место в мире по удельному весу пенсионных выплат. Они составляют около 18% ВВП, что в полтора раза превышает аналогичный показатель развитых европейских стран.


Кроме того, у нас очень высокая доля социальных платежей в структуре заработной платы – свыше 40% заработанного. Казалось бы, пенсионеры в такой стране должны жить зажиточно.


Но все наоборот: средняя пенсия у нас одна из самых низких на континенте. Сейчас почти 65% пенсионеров получают пенсию в размере менее 1000 гривен в месяц – это в 4–10 раз ниже, чем в других европейских странах.


Причины такого абсурда кроются в нашей пенсионной системе – отсталой, неэффективной, несправедливой. Она почти без изменений существует более 80 лет. 11 февраля 1930 Совет народных комиссаров СССР установила пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.


В то время только каждый третий мужчина и каждая вторая женщина доживали до выхода на пенсию, а средний период их нахождения на пенсии составил, соответственно, 8 и 12 лет. Сейчас демографическая ситуация кардинально изменилась, а возраст выхода на пенсию – нет.


Как следствие – Украина имеет ли не самый низкий пенсионный возраст в мире: в среднем, если учитывать людей, выходящих на пенсию по выслуге лет, украинская начинает получать пенсионные выплаты в 53 года.


В результате пенсии получают как вполне работоспособные мужчины и женщины в возрасте 50–60 лет, которые еще могут продолжать трудовую деятельность, так и пожилые люди, которые не имеют возможности работать и живут на саму пенсию.


Пенсионные средства распыляются на множество людей, а средний размер пенсии – слишком мал. Государство ежегодно тратит около 25 миллиардов гривен на доплаты почти трем миллионам пенсионеров, поскольку начисленные им пенсии ниже прожиточного минимума.


Политики-популисты из года в год оттягивали болезненные социальные реформы – ЖКХ, образования и здравоохранения, пенсионной реформе. Через такую безответственность страна оказалась на пороге кризиса – за три года национальный долг вырос почти втрое, а государство уже не может выполнять все взятые на себя обязательства перед гражданами.


Родители вынуждены платить за якобы бесплатное среднее образование, больные – за «бесплатную» здравоохранение, а большинство пенсионеров живут на грани нищеты. В то же время государство тратит миллиарды на субсидирование услуг ЖКХ и выплату других льгот состоятельным людям, которые способны самостоятельно оплачивать счета.


Десятки тысяч здоровых пятидесятилетних спецпенсионеров получают пенсии, в несколько раз больше выплаты ветеранам труда.


Все это порождает вопиющую социальную несправедливость, давит на экономику, снижает стимулы к труду. Восстановление социальной справедливости и развитие государства – именно этой целью руководствовалось правительство, начиная комплексные преобразования в социальной сфере.


Общественное обсуждение поможет усовершенствовать реформу


Мы хорошо осознаем, что пенсионная реформа – дело чрезвычайно сложное и политически рискованная, что люди боятся перемен в этой крайне чувствительной сфере.


Главная цель реформы – создание условий для повышения пенсий, обеспечение достойной старости наших граждан, соблюдение принципов социальной справедливости и защиты, устранение больших разрывов между специальными и обычными пенсиями. Альтернативы реформе просто нет.


Дефицит Пенсионного фонда растет: в 2008 году – 17 миллиардов, в 2010 году – 34,4 млрд грн. Сейчас он покрывается из средств бюджета – то есть, опять же, по налогам предприятий и граждан. Так можно дойти и до полного банкротства государства.


Разработанный Правительством законопроект «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» позволит обеспечить надлежащий уровень жизни гражданам, которые в течение трудовой деятельности платили пенсионные взносы, не скрывая своих доходов.


Пенсионная реформа оставит чиновников без значительной части льгот и привилегий. Размер пенсии должен зависеть только от стажа и официальной зарплаты.


Сегодня в Украине на государственной службе находится почти 300 тысяч граждан. Пенсионная реформа предусматривает, что работающие госслужащие-пенсионеры будут получать пенсию, размер которой будет исчисляться на общих основаниях.


Кроме того, устанавливается максимальный размер пенсий для всех категорий пенсионеров, независимо от того, по нормам какого закона пенсия была назначена. По результатам общественного обсуждения мы предлагаем ограничить эту сумму 10 прожиточными минимумами для нетрудоспособных, что на 1 января этого года составляет около 8000 грн.


Для женщин возраст выхода на пенсию постепенно, в течение десяти лет, повысится с 55 до 60 лет.


Эти меры позволят нам повысить уровень социальной защищенности малообеспеченных пенсионеров. Например, предусматривается выплата единовременной денежной помощи врачам, учителям, работникам учреждений культуры при выходе на пенсию в размере 10 назначенных месячных пенсий.


Пенсионная реформа предусматривает введение второго уровня пенсионной системы – общеобязательного государственного накопительного пенсионного страхования. Мы рассчитываем, что этот уровень заработает уже с 1 января 2013.


Подчеркну, что реформа не коснется пенсионеров, которые уже вышли на заслуженный отдых. Они будут получать все выплаты, которые им уже назначены, – в том же объеме. Исключение могут составлять пенсионеры, которые получают сверхвысокие выплаты.


Кроме того, трудовые пенсии индексироваться в связи с изменениями размера прожиточного минимума, как и раньше, четыре раза в год.


Правительство осознает, что пенсионная реформа может быть успешной лишь в том случае, если ее положения учтут интересы всех ключевых социальных групп. Именно поэтому Министерство социальной политики инициировало общественное обсуждение пенсионной реформы .


Во время общественного обсуждения уже поступило почти 12 100 обращений – от предприятий, учреждений, организаций и граждан. Проведено 312 пресс-конференций, 1108 заседаний «круглых столов» и 261 брифинг по вопросам разъяснения положений пенсионного реформирования.


Работают горячие телефонные линии в органах Пенсионного фонда Украины и социальной защиты населения и контакт-центре Пенсионного фонда Украины, на которые поступило более 65,2 тысяч обращений.


По итогам обсуждения в правительственный законопроект будут внесены изменения, направленные на улучшение ситуации с пенсионным обеспечением наименее защищенных слоев населения.


Пенсия в тени не растет

Одной из главных причин сложной ситуации с пенсиями считаю зарплату в конверте. Почти половина украинской экономики и в дальнейшем остается в налоговой тени. По официальным данным, средняя зарплата в частном секторе в прошлом году составляла около 1,800 гривен, что на треть меньше, чем в бюджетной сфере.


Нигде в мире такого нет, если не считать наиболее коррумпированные страны Африки. Просто большинство предпринимателей уклоняются от уплаты налогов и социальных взносов, а работники соглашаются получать значительную часть зарплаты нелегально, в конвертах…


Мы должны сломать эту порочную систему. Работники должны понять, что нелегальная зарплата лишает их возможности получать достойную пенсию в будущем.


Особенно четкая связь между официальной зарплатой и пенсией устанавливает второй уровень пенсионной системы – обязательное накопительное пенсионное страхование. Каждый работающий, которому на момент внедрения реформы не исполнилось 35 лет, будет перечислять определенную сумму (от 2 процентов с постепенным повышением до 7 процентов от заработной платы) на свой личный пенсионный счет.


Эти средства будут инвестироваться в украинскую экономику и, соответственно, приумножаться. А выйдя на заслуженный отдых, человек будет получать не только солидарную пенсию от Пенсионного фонда, но и дополнительную пенсию – благодаря средствам из ее накопительного пенсионного счета. Пенсионер сможет передать эти деньги в наследство.


Администрирование страховых взносов накопительной системы будет осуществляться через Пенсионный фонд Украины, однако участники второго уровня через два года после его введения получат право выбирать негосударственные пенсионные фонды, в которых будут храниться их пенсионные средства.


Нужно развивать и третий уровень – негосударственное пенсионное страхование.


Итак, пенсионная система станет более справедливой – кто больше работал (и платил большие пенсионные взносы), тот и будет получать более высокую пенсию.


Вместе с тем государство гарантирует, что никто не будет иметь пенсию ниже прожиточного минимума. Солидарная система будет учитывать интересы малообеспеченных слоев населения, а накопительные уровне – стимулировать к пенсионным сбережениям граждан с более высокими доходами…


После проведения пенсионной реформы в украинском появится стимул получать «белые» зарплаты – уклоняясь от уплаты социальных взносов, люди будут обворовывать сами себя.


Таким образом, проведение пенсионной реформы не только восстановит социальную справедливость в обществе, но и послужит эффективным стимулом для детенизации экономики страны, а второй уровень пенсионной системы станет источником долгосрочных инвестиций в Украину и даст мощный толчок развитию страны.


Сергей Тигипко, вице-премьер-министр Украины – министр социальной политики, председатель партии «Сильная Украина» .




Мнение Всемирного Банка о пенсионной реформе в Украине

Всемирный Банк о пенсионной реформе УкраиныВсемирный банк (ВБ) поддерживает предложенный правительством законопроект о реформировании пенсионной системы.


Как передает корреспондент УНИАН, об этом сегодня во время парламентских слушаний, посвященных обсуждению проекта пенсионной реформы, заявил директор ВБ в Украине, Беларуси и Молдове Мартин РАЙЗЕР.


«Я бы хотел вкратце объяснить, почему мы в Мировом банке поддерживаем меры, предложенные правительством в законопроекте № 7455…» – сказал он.


По словам М. РАЙЗЕРА, доля расходов на пенсионное обеспечение в Украине самая высокая в мире – 18% ВВП по итогам 2010 года.


«Украина также имеет самый высокий в Европе процент отчислений в Пенсионный фонд (ПФ), который достигает 35% совокупной заработной платы. Несмотря на это, в 2010 году бюджетные трансферты в ПФ составили 7% ВВП», – отметил он. И подчеркнул, что в случае, если не будут приняты соответствующие решения, ситуация будет только ухудшаться.


Пенсионная система Украины в нынешнем состоянии является финансово нежизнеспособной, считает директор ВБ в Украине, Беларуси и Молдове. В то же время сокращение размера пенсий не решит проблему, как и повышение процента пенсионных отчислений.





Накопительное страхование жизни в Украине: Убезпечення життя

Характеристика различных стран с точки зрения пенсионной системы Тигипко: С пенсионной реформой медлить нельзя! Мнение Всемирного Банка о пенсионной реформе в Украине