Пенсионная реформа для молодых: почему все не так?
Полным ходом идет обсуждение намеченной на весну пенсионной реформы. Однако, что бы ни писали о ней депутаты, чиновники и их консультанты, сколько бы не «ходили в народ» – общество пока не настроено на поддержку предложенных изменений. Вместо этого, усиливается переполох среди нынешних и будущих получателей пенсий.
Простые люди все больше склоняются к сведению кабминовского проекта к одной фразе:
К чему готовится молодым?
О законопроекте № 7455 сказано и написано немало. Оставим в стороне спорные «рецепты» по оздоровлению солидарной системы и преодолению дефицита бюджета ПФ: повышение пенсионного возраста, увеличение минимального страхового стажа, ограничение максимальных размеров пенсий.
Ясно, что молодым теперь придется работать дольше, а пенсия у них может оказаться меньшей, чем у их родителей при таких же трудовых усилиях.
Но есть и другие «новации».
Незаслуженно остаются на втором плане вопросы, связанные с дополнением пенсий из солидарной системы обязательного государственного пенсионного страхования выплатами из обязательной накопительной пенсионной системы (ОНПС). И напрасно. Участниками ОНПС, именуемой как «второй уровень» пенсионной системы, на момент ее внедрения в ближайшие годы станут все работающие моложе 35 лет. То есть, около 6 миллионов человек.
Каким предполагается сделать «второй уровень» для тех, кто будет финансировать выплаты сегодняшним пенсионерам?
В общих чертах авторы законопроекта № 7455 представляют себе модель обязательной накопительной пенсионной системы следующим образом:
- Государство в лице ПФ создает Накопительный фонд (НФ), который начнет работать не ранее года, в котором бюджет ПФУ будет признан бездефицитным. Управление НФ и контроль над уплатой взносов в пользу застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом.
- Каждому работающему, учтенному в системе персонифицированного учета застрахованных лиц в солидарной системе, будет открыт индивидуальный пенсионный счет (ИПС) для учета уплаченных им взносов в ОНПС.
- В год старта «второго уровня» ставка взноса составит 2% зарплаты, и далее будет возрастать – по 1% ежегодно до 7%.
- Поступившие в ОНПС взносы не должны направляться на выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам, а будут инвестироваться не менее чем тремя компаниями по управлению активами (КУА), выбранными советом НФ на конкурсе.
- Доход, полученный КУА от инвестиционных инструментов (пенсионных активов), подлежит распределению по ИПС застрахованных лиц.
- При достижении пенсионного возраста, либо других обстоятельств, дающих право выхода на пенсию, застрахованное лицо обязано будет приобрести аннуитет в страховой компании за счет своих пенсионных накоплений, после чего сможет получать пожизненные пенсионные выплаты.
- Пенсионные накопления подлежат наследованию в полном объеме.
- Застрахованное лицо имеет право перейти из НФ в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) вместе со своими накоплениями, но не ранее, чем через 2 года участия в НФ. Дорога назад – из НПФ в НФ – остается открытой до момента выхода на пенсию.
Накопительный фонд – почему это плохо?
При внимательном рассмотрении предложенной модели можно сделать вывод: НФ – это не что иное, как созданное и управляемое государством учреждение, почти полностью копирующее действующую с 2004 года систему негосударственных пенсионных фондов.
Как и НПФ, Накопительный фонд имеет совет, который для выполнения фондом своих функций заключает договора c администратором, КУА и хранителем. Перечисленные субъекты должны действовать в интересах участников фонда и вправе получать вознаграждение за счет их средств – пенсионных активов.
На данный момент размеры вознаграждений для НПФ ограничены на законодательном уровне. Да и рынок все расставил по своим местам – никому уже не приходит в голову предлагать фондам свои услуги по максимальным тарифам. Тарифы ниже средних – это уже правило, а не исключение для многих администраторов, КУА и хранителей НПФ.
Таким образом, монополия одного или нескольких субъектов на рынке НПФ практически отсутствует.
А что Накопительный фонд?
Он – монополист. В нынешних условиях, государственная монополия на рынке пенсионных накоплений – это не «плохо», а «очень плохо» для тех, в интересах кого задумывается пенсионная реформа.
Попробуем разобраться, почему.
Для видимости социального партнерства в управлении НФ, совет НФ будет создан с участием представителей от работодателей и профсоюзов. Правда, они, как представители застрахованных лиц, будут в меньшинстве. Услуги НФ по администрированию не бесплатны и могут достигать 2,4% от суммы каждого взноса.
Для сравнения: в Польше аналогичные расходы ZUS – аналога ПФУ – ограничены 0,6%.
Почему в Украине на администрирование взносов нужно тратить в 4 раза больше, чем в Польше, для меня остается загадкой.
Приняв размер взноса работника 2% от зарплаты 2500 гривен, получим 50 гривен. Умножим на 6 миллионов застрахованных младше 35 лет. Итого за год поступит в НФ 3,5 миллиардов гривен. За труды ПФУ получит до 84 миллионов. Вроде бы и немного… Если не брать в расчет, что через 7 лет поток взносов в современной стоимости вырастет до 12,6 миллиардов, а вознаграждение ПФУ может достигнуть 302,4 миллионов гривен.
При таком финансировании со стороны налогоплательщиков, чиновники ПФУ, скорее всего, не будут обижены зарплатами и пенсиями.
КУА, оказывающие услуги НФ по инвестированию пенсионных накоплений, могут брать за «труды праведные» до 0,9% чистой стоимости активов НФ за год. Для них есть смысл побороться на конкурсе и «отблагодарить» лиц, принимающих решение. Инвестировать они будут туда, куда подскажут люди из НФ и оплаченные им советники – в государственные и другие «правильные» ценные бумаги.
Обслуживание НФ осуществляется хранителем – банком, наверняка тоже государственным, который также не является альтруистом и готов трудиться «всего» за 0,1% чистой стоимости активов. Да и аудитор НФ не останется внакладе.
Государственный накопительный фонд – это лишение молодых людей права выбора.
Фонд выбирать не приходится – он один. Также вкладчику невозможно выбрать и КУА, управляющую его накоплениями – за него это сделает совет НФ, к которому он не имеет ни малейшего отношения.
В мировой практике, на которую так любят ссылаться наши чиновники, поступают иначе.
Так, в Польше, каждый молодой человек имел право выбора одного из 16 НПФ. Если же он, по
Очевидно,
В России, где реализована похожая модель «второго уровня», таких людей называют «молчунами». С 2003 года только 10% россиян, главным образом, работники корпораций, создавших НПФ, перевели накопления из ПФР в НПФ. Зато Внешэкономбанк, управляющий деньгами «молчунов», инвестирует в государственные ценные бумаги, а доходность накоплений «молчунов», в отличие от участников НПФ, ниже ставки инфляции.
Расчеты показывают, что при инфляции 10% в год 100 рублей/гривен/долларов через 25 лет превращаются по своей покупательной способности в 9 рублей/гривен/долларов. Но граждане стран СНГ
На это и расчет «реформаторов».
Учитывая, что активы НФ уже в первые годы его работы превысят десятки миллиардов гривен, то получить через свои КУА такой ресурс в распоряжении на десятки лет – первые выплаты начнутся только через 25 лет – выглядит заманчиво и для правительства, и для «своих» компаний. А если оглянуться на опыт США, Канады, Великобритании, Нидерландов, где активы накопительных пенсионных систем, кстати, на базе НПФ, достигают 100% ВВП – то соблазна «держателям» ресурса сложно избежать.
Правда, им не следует забывать, что смена правительства может повлечь и смену КУА и совета НФ. А это может негативно отразиться не только на собственниках КУА, но и на участниках ОНПС.
Зачем тогда создавать пенсионную систему, зависящую от политической конъюнктуры?
"Второй уровень" в правительственной модели очень напоминает обязательную подписку моих отца и деда на облигации Государственного займа развития народного хозяйства СССР в
Попробовали бы так поступить с вкладчиками негосударственные пенсионные фонды.
Не думаю, что их руководители остались на свободе или в живых.
Пока же напрашивается вывод:
Под вывеской пенсионного реформирования создается немаленькая бюрократическая структура для монополизации услуги накопительного пенсионного обеспечения, перекладывающая деньги молодых людей и бюджета из одного кармана в другой, с возможностью хорошего дополнительного заработка несколькими (избранными) частными компаниями и дотирования государственных финансов за счет будущих пенсионеров.
Но не будем считать деньги в чужих карманах. Лучше попытаемся
Автора, как ветерана воинской службы, больше интересует не заработок КУА, а будущее дочерей и их сверстников. Но молодежь пока молчит.
Почему наша молодежь, в отличие от протестующих студентов Европы, молчит и не интересуется своей пенсией? Может, молодежь не собирается жить, трудиться и выходить на пенсию в Украине?
Прежде чем задать этот вопрос молодым людям, стоит задать его вместе с другими вопросами нашим депутатам и министрам. Но об этом – уже в следующей статье.
Александр Ткач, полковник запаса, военный пенсионер, кандидат технических наук, доцент, специально для УП